САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

Нам 25 лет !
  Главная >   Пушкин2018
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


 

Но если обо мне потомок поздний мой
Узнав, придет искать в стране сей отдаленной
Близ праха славного мой след уединенный,
Брегов забвения оставя хладну сень,
К нему слетит моя признательная тень,
И будет мило мне его воспоминанье!..


А.С. Пушкин            

 

 

 

 

 

 

 

            

             Пушкинские торжества в 1899 г. в честь 100-летней годовщины со дня рождения поэта проходили во всех городах России, и каждый старался сделать что-то особенное.
              Высокая значимость и глубокое понимание роли А.С. Пуш-кина для России сформировались не одним поколением – еще живы были его дети, хранившие память о жизни и творчестве отца. Печатные источники тех лет сообщают о пышности и грандиозности празднеств к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина. Это было в период правления последнего российского императора Николая Александровича Романова (Николая II), который несмотря на политическую нестабильность в стране, раздираемой противоречиями и конфликтами, ценил существенную воспитательную функцию русской литературы и осознавал роль для России творений А.С. Пушкина.
Главная цель проводимых мероприятий заключалась в том, чтобы великий народ ценил выразителей своих чувств и мощи, знал не понаслышке имя своих славных сынов, один из которых – А.С. Пушкин, вдохновенный поэт своего народа, своей Родины, национальная гордость России.

       


              В плане мероприятий были учреждены стипендии для воспитанников, оказавших наибольшие успехи по русской словесности, изданы сочинения А.С. Пушкина для бесплатной раздачи ученикам церковно-приходских школ в день 100-летия со дня рождения поэта. Во многих храмах России 26 мая 1899 г. служили заупокойную литургию и панихиду по погибшему поэту. В императорских театрах играли драматические и оперные спектакли, поставленные по произведениям А.С. Пушкина. Напечатанные в большом количестве графические портреты поэта распространялись по всей России, при Императорской академии наук было учреждено отделение русского языка и изящной словесности.
Кроме того, в здании академии наук была открыта выставка, посвященная великому Пушкину, включающая различные экспонаты и артефакты: автографы, журналы, сочинения, альманахи, портреты и др. Среди них три его перстня: знаменитый «Талисман», подаренный поэту княгиней Воронцовой, впоследствии перешедший его другу и учителю В.А. Жуковскому; перстень Пушкина, принадлежащий В.И. Далю; перстень Пушкина, пожертвованный им для домашней лотереи, устроенной в доме Раевских.
          В той же витрине представлена прядь волос Пушкина в серебряном медальоне; его чернильница, изображающая гробницу Наполеона I, простое гусиное перо с его стола и др. И среди этих вещей – маленький темный шарик, изящно обрамленный золотом в виде брелока. Это была пуля, так жестоко и преждевременно оборвавшая жизнь поэта. На этот предмет, как писали в прессе, «без содрогания невозможно смотреть, пуля производила самое грустное впечатление».
                Пушкинские юбилейные праздники послужили подъему общих чувств и дали надежду, что когда-нибудь придет действительный и желанный день, перед которым мрак отступит перед светом.
Именно в этом 1899 г. в Самарской губернии 27 декабря родился человек, которому было суждено связать свою жизнь с именем гения.

     

           Евгений Вениаминович Червяков вошел в историю как герой Великой Отечественной войны, российский режиссер, актер и сценарист, ставший первым исполнителем экранной роли А.С. Пушкина в немом фильме «Поэт и царь» 1927 г.
              Евгений Червяков закончил мужскую гимназию, в 1918 г. – актерское отделение драматургической школы Уфы. В 1919–1921 гг. служил в рабочем театре Ейска, в 1924 г. переехал в Ленинград, где работал актером и ассистентом режиссера «Севзапкино». В 1925 г. закончил Государственный техникум кинематографии (ныне ВГИК).
Им были поставлены такие замечательные ленты, как «Девушка с далекой реки», «Золотой клюв», «Мой сын», «Города и годы», «Поэт и царь», «Заключенные», «Станица Дальняя».
            Фильм «Поэт и царь» в 1926 г. задумал снять известный кинорежиссер и актер Владимир Гардин, который работал вместе с Евгением Червяковым. Это была первая советская кинопостановка на историко-биографическую тематику. Кинорежиссер осознавал ответственность перед историей, поскольку предстояло впервые воплотить на экране образ А.С. Пушкина, и ошибки с выбором кандидатуры актера быть не могло. В. Гардин остановил свой выбор на Е. Червякове, актер с головой окунулся в сложнейшую, но интересную работу. С этого момента он стал режиссером, киноактером и сценаристом.
          Ирина Николаевна Володко, 18-летняя талантливая красавица из Краснодара, утвержденная из 300 претенденток на роль Натали – жены Пушкина, вспоминала о титанической работоспособности Евгения Червякова, о том, что он был душой и совестью всего съемочного коллектива.

 


              В 1927 г. фильм «Поэт и царь» с огромным успехом прошел не только на экранах нашей страны, но и за рубежом. Картина месяцами не сходила с экранов, люди смотрели ее по несколько раз, всех привлекал образ любимого поэта. А.С. Пушкин в исполнении Е. Червякова был живым, экспансивным, горячим и даже резким, и при всем этом – веселым, обаятельным, каким его, вероятно, представляет большинство людей.
Всеобщее зрительское признание и широкую популярность приобрели главные герои фильма, одни критики хвалили актера Червякова за эмоционально сыгранную роль, особенно в сцене дуэли у Черной речки, другие – отмечали отсутствие портретного сходства Е. Червякова с Пушкиным.
               Бесспорно, фильм имел высокое культурно-просветительское значение, привлекал зрителя своей темой и был одним из наиболее посещаемых в те годы. По прошествии 90 лет экранные роли Пушкина и Натали, сыгранные Е. Червяковым и И. Володко в немом кино, оказались первыми и лучшими в отечественном кинематографе.
Все последующее творчество Евгения Червякова-кинопостановщика было посвящено созданию характерных образов героев, популяризации добра и любви. Его личность как человека, актера формировалась по образу великого русского поэта, прозаика и драматурга Пушкина: его мысли, отношение к миру, понимание законов нравственности, ответственности за судьбу Родины.
             Учиться у Пушкина – огромное счастье для многих поколений нашего народа, для всех нас, ныне живущих. А Евгений Червяков не только учился, он эту жизнь прожил, до конца выполнив свой духовный подвиг.
В начале Великой Отечественной войны Е. Червяков мог, как и другие, эвакуироваться в тыл вместе с киностудией «Ленфильм», но он решил добровольно остаться в Ленинграде и защищать его от врага. В августе 1941 г. он в качестве актера последний раз снялся в главной роли в короткометражном сюжете «Случай на телеграфе» (французский император посылает Гитлеру телеграмму: «Не советую зпт пробовал зпт не вышло тчк Наполеон»).
В сентябре 1941 г. Евгений Червяков добровольцем ушел на фронт, был помощником командира взвода, младшим командиром. Ему приходилось выполнять самые трудные и ответственные задания. Неуловимый мститель-партизан «Ч» в форме немецкого полковника, прекрасно владевший немецким языком, совершал неожиданные и стремительные маневры, появляясь по ту сторону фронта, в тылах противника, захватывая важные документы и сведения. Комиссар партизанского отряда С.Н. Соколов писал жене героя Н.М. Червяковой о том, что «благодаря его бесстрашию и находчивости отряд выходил из боя без потерь».
             В декабре 1941 г. Е. Червяков был назначен командиром стрелковой роты 163-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии 54-й армии в звании лейтенанта и продолжал воевать с фашистами под Ленинградом.
16 февраля 1942 г. Евгений Червяков получил в бою пулевое ранение живота, на следующий день он умер в медсанбате. Его жизнь, как и жизнь А.С. Пушкина, оборвала зловещая маленькая пуля в феврале, под Ленинградом (Санкт-Петербургом).
               На мемориальной плите братской могилы в поселке Новая Малукса Ленинградской области высечено его имя: «Старший лейтенант Евгений Червяков, кинорежиссер». На главной площади киностудии «Мосфильм» установлен монумент и памятная стела со словами: «Нашим друзьям, отдавшим жизнь за Отчизну». Среди 141 имени значится имя артиста и кинорежиссера Евгения Червякова.
Так незримой нитью история прочно связала судьбы Александра Сергеевича Пушкина и Евгения Червякова – первого экранного Пушкина. И родились они с разницей в 100 лет…
              Память человечества каждый раз будет возвращать в холодный февраль, под Ленинград, и… в выставочный зал, к маленькому темному шарику – пуле, оборвавшей жизнь одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX в., на которую без содрогания невозможно смотреть.

 

Н.А. Стрижова
 

 


     Создание сайта voodoo
© ООО Художественная галерея «САНТАЛ» 2002 – 2018