САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

  Главная >   Коваленко
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


К ИСТОКАМ


           Виктор Николаевич Коваленко родился 1 февраля 1951 г. в поселке Краснооктябрьский, в 5 километрах от Майкопа. Родители будущего живописца (Николай Алексеевич и Екатерина Андреевна) были одаренными, творческими людьми. Отец до начала Великой Отечественной войны работал в театре, играл ведущие роли в спектаклях, хорошо пел. Тяжелейшие испытания – плен, концлагерь – не сломили его несгибаемую волю к жизни. Мать с дочерью Ларисой и престарелыми родителями находились в немецкой оккупации. Послевоенной радостью для ветерана и его жены, чудом оставшихся в живых, было рождение двух сыновей-двойняшек Виктора и Бориса. Старшей дочери Ларисе было уже 14 лет, и она стала хорошей няней для малышей.

       

         Коваленко вырос в творческой атмосфере. В их доме постоянно собирались актеры, музыканты. Дом порой превращался в маленький театр, в котором отец был режиссером – постановщиком и актером одновременно, вовлекая в спектакли членов своей семьи. Теплая жизнерадостная атмосфера дома наполняла детство подраставших мальчишек.
Раннее увлечение рисованием обнаружилось у обоих ребят с детского сада; Виктор больше рисовал, а Борис лепил из любого пластичного материала, что оказывался под рукой: пластилина, глины, вырезал фигурки из мела. Родители с радостью наблюдали за увлечением ребят, ведь в их роду, у прадеда Ивана Зазули, вся семья занималась изготовлением окладов на иконы.
             К учебе в школе и спортивным занятиям по баскетболу Виктор и Борис относились серьезно и ответственно, всегда стремились быть первыми. Когда Виктору исполнилось 16 лет, в Майкопе при Доме народного творчества открылась художественная студия, занятия в которой проводил Владимир Михайлович Мехед, заслуженный художник республики Адыгея, один из известных и признанных мастеров пейзажа. Занятия проходили вечером, а в воскресенье – днем. Иногда добираться из поселка зимой нужно было пешком через перевал, но ни одного занятия Виктор не пропускал. К тому времени живопись  стала его пристрастием.

   

           После окончания школы и службы в армии (в Забайкалье), где он занимался оформительскими работами, Виктор поступает в Краснодарское Художественное училище на театральное отделение.
Это было время, когда в училище работали талантливые преподаватели, которые сочетали работу со студентами с занятиями творчеством: В.Ф. Катриди, Л.А. Самокиш, Н.С.Захаров, И.М.Баяндин. Заведующим театральным отделением был А.Ф. Фокин – главный художник Краснодарского драматического театра им. М.Горького. После окончания училища Коваленко поступает на факультет станковой живописи Киевского государственного художественного института (КГХИ), который с отличием заканчивает в 1982 г.

   

           Его преподавателем в институте был народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор В.Г. Пузырьков. Дипломная работа молодого художника «Нелетная погода»  была признана лучшей среди дипломов 1982 г. и приобретена  Дирекцией художественных выставок Украины.
            В 1982 г. молодой художник возвращается в Майкоп и работает в Художественно-производственных мастерских, теперь уже рядом со своим первым учителем – В.М. Мехедом. Это был, по его словам, самый насыщенный период творчества, связанный с поездками в Дома творчества «Академическая дача» и «Горячий Ключ».
               В 1986 г. Виктора Николаевича  приглашают в Краснодарское художественное училище, где он на протяжении 30 лет является одним из лучших преподавателей, руководителем летних пленэров для учителей Детских художественных школ края.Более 40 его выпускников продолжают образование в лучших художественных вузах России: Санкт-Петербургском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова.
            Концепция творчества В.Н. Коваленко – в развитии традиций русского и советского академического и реалистического искусства, для которого первичной являлась работа с натуры, отбор значимого, колористическая цельность и при этом искренность и правдивость.

     
 

         Работая в разных жанрах – картина, пейзаж, портрет, натюрморт, художник выступает как сторонник высокого профессионализма.Он хорошо запомнил завет своего первого учителя: «Пишите, изучайте, но главное – чувствуйте».
Коваленко наделен способностью «чувствовать» природу, передавая на холстах ее состояние. Но в отличие от большинства пейзажистов Кубани, предпочитает палитру сдержанную, иногда монохромную, поэтому из всех времен года больше всего любит зиму и раннюю весну.Природа для него – это место спасения от современной механистической цивилизации.Он пишет в основном российскую провинцию, сохраняющую в большей степени, чем столица, нравственные и культурные ценности.
             В молодости Коваленко вдохновляла пейзажная живопись великих мастеров: Валентина Серова, Сергея Герасимова, которые умели сочетать непосредственность видения натуры с композиционными находками, позволяющими создавать не только этюды, но пейзаж-картину.  

       
      

       За три десятилетия живописец стал одним из ярких представителей регионального лиро-эпического или индустриальногопейзажа, часто написанного на пленэре в основном сельского, иногда «бессюжетного». Местами его творческих поездок были Средняя полоса России, Краснодарский край, Кавказ и, в последние годы, Крым.
             В его пейзажах, даже безлюдных, почти всегдаощущается присутствие человека («Дачка».2013. х., м.). Это могут быть либо стаффажные фигурки, либо архитектурные сооружения: древнерусские храмы («Торжок».1983 г. к., м.), русские избы и кубанские хаты, деревянные сараи (Мезмайские сараи. 1983. к., м.). Творчество художника выросло из родной кубанской земли и обращено к ней. Темы его работ часто рождаются из детских впечатлений. Особенно ему дорог отчий дом в поселке Краснооктябрьский, где прошли детские годы. Памятью детства продиктованы работы «Когда деревья были большие» (1995. х., м.), «Ностальгия. Хутор Дальний (2006 ДВП, м.).

     
    

           Помимо пейзажа Коваленко также является мастером камерного («Женский портрет». 1994. х., м.)и парадного портрета и автопортрета («Берег мой».1985. х., м.), изысканного натюрморта («Натюрморт с бабочками и шмелями». 2010. х., м.)и тематической картины, непременно включающей в себя пейзаж, который становится необходимым «участником» событий.
           

            Память детства и память о классическом периоде русской живописи питают творчество краснодарского мастера. Сегодня, в год своего 65- летия, с позиции умудренного жизненным опытом человека, Виктор Николаевич Коваленко все еще не решается поставить себе оценки за 30-летний труд художника и педагога. Говорит просто: «Делал все, что мог, честно и ответственно». На вопрос о том, какая у него мечта, Виктор Николаевич сразу заволновался: «Остаток дней хочу работать до упора. Писать жанровые картины больших размеров, они давно созрели в воображении, хотя времени катастрофически не хватает».

     
        

        Многие современные авторы в последние десятилетия обращаются к стилевым традициям модернизма и постмодернизма. Но они могут быть успешными только в том случае, если в период учебы получили академическую школу, являющуюся фундаментом, на котором можно строить свою собственную эстетику.Значение творческой и преподавательской деятельности В.Н. Коваленко в том, что он сохраняет школу, разрушение которой было бы губительно для изобразительного искусства в целом.

Директор «Художественной галереи САНТАЛ» Нина Антоновна Стрижова
 

 


     Создание сайта voodoo
© ООО Художественная галерея «САНТАЛ» 2002 – 2013