САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

Нам 25 лет !
  Главная >   Как молоды мы были
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ

 

        Участники выставки принадлежат к послевоенному поколению, прошедшему через все трудности восстановления разрушенной страны. Они учились на одном курсе художественно-графического факультета в 1966–1971 гг. Им посчастливилось быть учениками молодых выпускников лучших ленинградских, московских и харьковских вузов, таких как Г.В. Беда, Г.М. Кошельников, В.И. Воробей, Г.У. Кравченко, А.А. Кузьменко, В.И. Лунин, И.И. Лунина, А.А. Васильев, Г.К. Забелина. 

         Тогда, в 1971 г. молодых художников готовили не только к собственно творческой деятельности. Большинство из них работали (а некоторые и до сих пор работают) преподавателями в общеобразовательных и художественных школах, художниками-оформителями и дизайнерами на предприятиях, писали картины, этюды, выезжали на пленэр с учениками и самостоятельно, принимали участие в выставках. Многоплановость их служения искусству отвечала потребностям времени. Они принадлежат к поколению семидесятников, готовых работать по-новому, искать новые стили и смыслы.

          Главная тема творчества художников – Кубань: история нашей земли и современность, ее люди и природа, а для дизайнеров – это участие в большом производственном процессе по модернизации экономики в СССР в 1970–1980-е гг.

   

        Большинство из них – жители Краснодара и Краснодарского края. Ююкин Александр Алексеевич живет в станице Старощербиновской. Вот уже 45 лет он преподает в художественной школе и пишет большие исторические и жанровые картины о кубанском казачестве. На выставке представлены его замечательные акварели.

        Первым директором художественной школы, открытой в 1971 г. в Старощербиновской, был Прокопенко Владимир Филиппович – соавтор больших тематических картин А.А. Ююкина. На выставке он демонстрирует живописные реалистические пейзажи, в которых свежесть, этюдность сочетаются с композиционной законченностью. Места его пленэров – это не только родная станица, но и Кавказские горы и море.

   

           В 1972 г., по просьбе директора рисосовхоза «Красноармейский», которым руководил один из выдающихся людей Кубани – Герой Социалистического Труда Алексей Исаевич Майстренко, молодой выпускник художественно-графического факультета Лазебный Владимир Викторович принял участие в создании художественной галереи, где за несколько лет была собрана одна из лучших на Кубани коллекций современного искусства. И сам художник предпочитает писать сельскую Кубань: жанровые сцены и лирические пейзажи, идеализирующие быт крестьян, которые все еще ездят на лошадях, сгребают сено вилами, достают воду из колодца. В.В. Лазебный видит своеобразную прелесть в изображении погнутого алюминиевого ведра, старого полусгнившего мостика на реке, покосившегося штакетника. Глядя на его работы, мы погружаемся в неспешный ритм жизни людей, живущих в согласии с природой. При этом он, оказывается, не чужд юмору. «Автопортрет в репейнике» – это пародия на модернистскую живопись.

   

       Около 47 лет работает в Краснодарской художественной школе им. В. Пташинского Полякова Валентина Ильинична, воспитавшая несколько поколений выдающихся краснодарских художников: это Лариса Блохина, Андрей Бандурин, Ирина Полева, Ирина Максакова, Ольга Беднаржик, Татьяна Куркчи, Надежда Устрицкая. Живописные работы В.И. Поляковой написаны в современной свободной манере, близкой импрессионизму. Художница представила на выставку пейзажи, созданные на пленэре, цветочные натюрморты, портреты, в которых психологизм сочетается с фантазией.

     

        Поляков Владимир Иванович – мастер романтического пейзажа, интересного передачей напряженных переходных состояний, которые создаются при помощи не только кисти, но и аэрографа. В Краснодаре он больше известен как дизайнер, создающий логотипы, фирменные и товарные знаки. На выставке представлен альбом с его дизайнерскими проектами, осуществленными для Политехнического института и Специального конструкторского бюро автоматических линий, где он проработал несколько десятилетий начальником Бюро технической эстетики. Разработки В.И. Полякова для военной, тракторной и автомобильной промышленности востребованы в науке, технике и промышленности и защищены двадцатью авторскими свидетельствами об изобретениях.

   

 

      Всецело отдала себя преподавательской и научно-методической деятельности Любченко Наталья Владимировна, много лет проработавшая в Краевом учебно-методическом центре, Кубанском госуниверситете, Краснодарской художественной школе № 2, ДШИ № 7. В ее живописных натюрмортах и пейзажах сочетаются школы русской пленэрной и академической живописи.

     

        Рыжков Валерий Иванович создал ярко выраженный, запоминающийся стиль экспрессивной живописи, позволяющей сочетать натурные впечатления с собственными чувствами. Его пейзажи – фактурные, декоративные, выразительные. Велика география пленэров: от Русского Севера до казачьего Юга, но везде художник остается верен себе, искренен и эмоционален.

            Шульгатый Игорь Аполлонович (1951–2013) жил в своем особом мире образов и фантазий. С одной стороны, его интересовали старые мастера Эпохи Возрождения, с другой – сюрреализм ХХ в. Он синтезировал обе традиции, и в итоге получился диковинный постмодернистский сплав исторического прошлого и современности.

   

        Краснюк Игорь Георгиевич – человек разносторонних дарований. Выпускник Московской средней художественной школы-интерната и краснодарского художественно-графического факультета, он работал оформителем и дизайнером на радиозаводе и заводе «Сатурн», преподавал рисование в школе в Красноярском крае, занимался монументальным искусством, сочинял стихи и издавал поэтические сборники. Но главная его любовь – жанр портрета, любимые персонажи – деятели искусства. В Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко хранится его портрет поэта Валерия Горского, в Литературном музее – Кронида Обойщикова. На выставке представлен портрет поэта, певицы и композитора, заслуженного деятеля культуры Кубани Ирины Вединовой. Особенность художественного и поэтического творчества И.Г. Краснюка в том, что для каждого из портретируемых он на обратной стороне холста пишет стихи.

                

       Енник Анатолий Павлович (1948–2012) после окончания художественно-графического факультета по распределению был отправлен в Невинномысск, в среднюю школу № 11, где преподавал черчение и рисование. Вся дальнейшая его жизнь была связана с этим городом и Ставропольским краем. А.П. Енник работал в Детской художественной школе, затем доцентом кафедры инженерно-педагогических дисциплин и заведующим Лабораторией дизайна в Невинномысском государственном гуманитарно-педагогическом институте, принимал участие в различных выставках. Он является автором геральдики г. Невинномысска (герб и флаг). Любимая техника художника – акварель.

    

        Три страсти владеют Максименко Алексеем Михайловичем: гончарный круг, масляная живопись и акварель. Потомственный гончар и художник, он с 1970 г. начал возрождать в Детской школе искусств станицы Холмской традиционное гончарное искусство, осмыслил все свои творческие поиски в магистерской диссертации. Его прадед (донской казак и мастер-гончар) был приглашен в станицу Холмскую в 1906 г. (где трудился до 1941 г.) для производства гончарных изделий. Дед передал свои знания сыну – дяде Алексея, который стал его первым учителем. Вторым учителем был отец – художник, приобщивший сына к работе на пленэре. Когда А.М. Максименко поступил на художественно-графический факультет, «заболел», по его словам, импрессионизмом. На выставке он представил ранний автопортрет 1967 г., выполненный в импрессионистической манере, свободный от влияния официального искусства.

     

          Ученица ведущего кубанского акварелиста Г.М. Кошельникова Каткова Светлана Петровна всю свою творческую жизнь сочетала работу в промышленной графике и дизайне с привязанностью к различным графическим и живописным техникам. С 1971 по 1978 г. она работала в Проектно-конструкторском бюро «Севрыба» г. Мурманска, занимаясь созданием фирменных знаков и логотипов. Там же стала принимать участие в выставках. Вернувшись в Краснодар, трудилась на Производственно-художественном комбинате при Союзе художников. С 1992 г. – член Товарищества кубанских художников. Любимая техника С.П. Катковой – акварель. В экспозицию вошли ее мажорные цветочные натюрморты, символизирующие весну, рождение новой жизни.

   

            На выставке в галерее «САНТАЛ» представлены работы живописцев и графиков, которые связывают себя и свое творчество преимущественно с Югом России и, в частности, Краснодарским краем. Сочетание эпоса с лирикой, реалистического языка с неоромантическим мироощущением, поиски в области современной фактурной живописи или обращение к творчеству старых мастеров становятся базисом их художественной системы. Большинство из них принадлежат к тому направлению в культуре Кубани, которое отличается почвенническими тенденциями, основанными на мощных традициях земледельческой цивилизации и традиционной казачьей культуры. Дизайнеры, напротив, и не мыслят себя вне технологических новаций, но все они – однокурсники, участники и свидетели двух исторических вех в жизни нашей страны. Им посчастливилось жить в эпоху времен, надежд, иллюзий и устремлений.

   

 

Член АИС Татьяна Соколинская

 


     Создание сайта voodoo
© ООО Художественная галерея «САНТАЛ» 2002 – 2018