САНТАЛ    Художественная галерея «Сантал»

  Главная >   Станковая графика
Главная
Новости
Галерея
Мастерская и салон
Пресса
Контакты
Обратная связь


Станковая графика. Продолжение традиций.


           Образование кафедры рисунка в составе художественно-графического факультета, а затем преобразование ее в кафедру графики в 1974 г. тесно связано с эпохой Оттепели, определенной демократизацией страны и рождением разного рода новаций в области художественного творчества. Это было время, когда диалог лириков и физиков не только порождал публичные дискуссии, но и выливался в необходимость публикации книжных новинок по разным областям знаний, что не могло не стимулировать развитие книжной и станковой графики. Образование графических кафедр в вузах было тесно связанно с расцветом графического искусства в СССР, сначала в столицах, потом в провинции. Книжная и станковая графика того времени была более свободна от идеологии, чем живопись. Именно поэтому оказалось возможным свободное взаимодействие и взаимовлияние традиций и новаторства, различных художественных школ.


 

           С 1960- х годов на кафедре графики работали выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского педагогического института им.В.И.Ленина, Харьковского художественно-промышленного института, им на смену пришли аспиранты художественно-графического факультета. Первый заведующий кафедрой – участник Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук В.А. Нукало (1964-1966, 1969-1973 гг.), в 1966-1969 гг. ее возглавлял кандидат архитектуры А.Г. Стемпаржецкий, в 1977-1980 гг. - заслуженный художник СССР Г.К. Шахбазян, в 1977-1980 –х годах - кандидат педагогических наук В.А. Гаврилко. Тридцать пять лет был руководителем кафедры кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент МАНПО, заслуженный деятель искусств Кубани О.М. Гаврилов. В настоящее время – заведующая кафедрой -кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Саяпина.


              Преподаватели кафедры – это талантливые люди, всецело отдающие себя избранному делу. Свой вклад в развитие графического искусства на Кубани внесли заслуженный художник СССР К.Р. Шахбазян, старший преподаватель Л.И. Лунин, офортисты О.М. Гаврилов, В.Г. Зайцев, мастер рисунка А.И. Фурсов.  Среди книжных графиков –старшие преподаватели Ю.Н. Шальнов, В.И. Воробей, заслуженный художник РФ В.А. Глуховцев. Многообразны интересы профессора В.А. Гаврилко, специализирующегося на графическом дизайне, шрифтам и акварели. Сотни учеников воспитал О.М. Гаврилов – автор многих публикаций по методике преподавания изобразительного искусства, график и живописец, чье творчество посвящено истории и культуре Кубани. Значительную роль в сохранении культурных традиций сыграл В.А. Глуховцев. Активно работают на кафедре ведущие графики Кубани, участники различных конкурсов, дипломанты Краснодарского краевого конкурса произведений изобразительного искусства (биеннале) – доцент С.В. Бурмистрова – автор уникальной методики обучения эстампу и доцент Н.А. Устрицкая – мастер офорта и литографии.

  

           При кафедре оборудована мастерская для станковой графики, где студенты овладевают техниками офорта, литографии, плоской печати, гравюры на картоне. Руководитель мастерской – О.М. Гаврилов, учебный мастер – Д.Ю. Бодяев. Руководят учебным процессом члены Союза художников России С.В. Бурмистрова и Н.А. Устрицкая. Кафедра сотрудничает с графическим факультетом Школы изящных искусств Университета штата Мичиокан в Мексике. В 2003 году было подписано соглашение о сотрудничестве этих вузов в области художественной графики, проведены выставки мексиканских студентов и мастер-классы художницы из Мексики Юлии Ахмадеевой, защитившей на кафедре кандидатскую диссертацию под руководством О.М. Гаврилова. Имена 50 выпускников кафедры внесены в Единый художественный рейтинг мастеров изобразительного искусства ХVIII-ХХIвв. Наиболее известные выпускники: народный художник РФ Кат Теучеж, доктор наук Р.Ч. Барцциц, заслуженный художник РФ И.Б. Девишев, члены  Союза художников России В.Я. Грибачев, П.В. Мартыненко, Н.А. Мартыненко.

             Все годы своего существования преподаватели и студенты кафедры сохраняют и развивают традиционные виды эстампа, появившиеся еще в эпоху Возрождения, и современные виды печатной графики, для которой используются новейшие технологии, связанные с освоением фотографии и компьютера.
На выставке в галерее «Сантал» собраны лучшие дипломные работы из фондов художественно-графического факультета, созданные в основном за последние годы.



 

           Есть одна особенность, отличающая творчество молодых авторов. Это высокий интеллектуальный уровень представленных работ. Сочетание высокого профессионализма, широта кругозора, обширные знания в области философии, истории, культуры, адекватность современным социокультурным проблемам и при этом трудолюбие, кропотливость, без которых невозможно заниматься офортом или гравюрой на картоне, - всё это заслуга преподавательского коллектива, умеющего выбирать талантливых людей.

        На выставке представлены почти все жанры современного изобразительного искусства: станковая символическая композиция, пейзаж, иллюстрация, натюрморт. Выпускников факультета интересуют различные темы и сюжеты: от философских обобщений и мифологии до бытовых, жанровых сцен. Их волнует мировая и российская история, атакже история и современность Кубани, старого Екатеринодара и современного Краснодара. Они способны передавать свои чувства, но главное – это интеллектуальная составляющая их работ, умение мыслить.
           Тяготение к плоскостности, а не объему было характерно для древних культур, задача которых была не передать прелесть окружающего мира, а создать различные мировоззренческие, в основном религиозные, концепции. Если живопись в новое время старалась уйти от плоскости к перспективе, то сам язык графического искусства требовал в значительной степени сохранения связи с письмом, каллиграфией. Все это присутствует в работах молодых художников.


          Герман Тугаринов (рук. Н.А. Устрицкая) склонен к мифологическим обобщениям («Зарождение», 2011.Бумага,см. техн.). Он создает сложную мифологическую композицию, посвященную библейским сюжетам; но историю зарождения мира он представляет как человек сегодняшнего дня, знающий, как выглядит Земля из космоса.
         Екатерина Сеничкина (рук.С.В. Бурмистрова) в своем триптихе «Пути России» (2012.Бумага, офорт, акватинта) обращается к российской истории. Художница, увлеченная трудами историка и географа Л.Н. Гумилева, создает свое толкование исторических событий нашей страны.
          Владислава Горелик (рук.О.М. Гаврилов) в постмодернистском триптихе «Мировые религии» (2016.Бумага,офорт) стилизует каждый из трех листов по- своему: она пользуется языком исламского орнамента, христианской иконы  и буддийского свитка.


   

            Основная направленность тематики дипломных работ – история и культура Кубани, казачества, кубанские пейзажи и натюрморты.Эта тема волнует Юлию Строганову (рук.Н.А. Устрицкая).В ее городских пейзажах из серии  «Городок провинциальный» (листы «Незнакомка» и «Весенний променад», 2007.Бумага, литография, офорт) она обращаетсяк тому времени, когда Екатеринодар называли Маленьким Парижем. Поэтому ее язык близок импрессионизму, который любили мастера искусств начала ХХ века.
            Анна Куцеволова (рук.С.В. Бурмистрова) в серии линогравюр обращается к знаковым архитектурным местам города («Улица Мира. Старый Екатеринодар».2010. Бумага, линогравюра). Татьяна Корянова (рук. С.В.Бурмистрова) в офортах «Старый Екатеринодар» (2012.Бумага, офорт) погружается в историю и, отчасти, мифологию дореволюционного города.

                 

              В традициях лубка работают Мария Бурминская ( рук.О.М. Гаврилов),Ирина Катана и Елена Виданова (рук.С.В. Бурмистрова). Их графические серии «Кубанские песни»(2013.Бумага, гуашь),«Сказки» (Бумага,офорт 2016) и  «Русские народные сказки»(Бумага, 2012, травленый штрих) передают карнавальную природу русской и украинской народной культуры. Дипломники С.В Бурмистровой разнообразны в свои творческих устремлениях. Они занимаются как эстампом, так и оригинальной графикой. Среди них – Анна Бугаева (серия «Бытовой натюрморт». 2007. Тушь, перо, акварель), Ольга Каторжнова («Натюрморт русский охотничий». 2011. Бумага, цв. гравюра на картоне).
Марина Завадская (серии «Керчь».2016.Бумага, акварель) и Андрей Лейба («Кубанские пейзажи»2013.Бумага, акварель) развивают идеи синтеза графического и живописного подхода  к акварели (рук. В.А. Гаврилко).

     

           Книжная графика  представлена  в дипломных работах  Марины Щербаковой (иллюстрации рассказа Бориса Заходера «Кит и кот». 2016) и Михайлины Пройдаковой (иллюстрации и макет книги бурятской сказки «Девочка Луна», 2016, рук.С.В. Тараник).А Екатерина Вьюхина использовала для иллюстрации стихов Корнея Чуковского «Краденое солнце»(2016) компьютерную графику (рук.С.В. Тараник).
          Выставка «Станковая графика. Продолжение традиций» демонстрирует как высокий уровень школы, так и способность дипломников мыслить самостоятельно. Заслугой кафедры является участие дипломных работ в российских и международных выставочных проектах, где они занимают призовые места, награждаются премиями и грамотами.
          Главная задача преподавателей кафедры графики – сохранятьи развивать культуру графических техник – глобальная. Она имеет не только узкопрофессиональный, но и социокультурный смысл: без связи времен невозможно будущее.

   

       
 

Искусствовед, член АИС  Татьяна Соколинская.
 

 
   
   

 


     Создание сайта voodoo
© ООО Художественная галерея «САНТАЛ» 2002 – 2013