Прусов Александр

7 сентября в большом зале художественной галереи «Сантал» открылась выставка художника из Туапсе Александра Прусова «От Туапсе до Валаама».

На выставке художник демонстрирует работы, написанные с 1992 года. Александр, человек неуёмной энергии, любитель путешествовать, представил на суд краснодарцев пейзажные циклы «Туапсе», «Суздаль и Золотое кольцо России», «Валаам», «Академичка – Вышний Волочёк», «Пяти-горск». Это выставка этюдов, написанных в разные годы в поездках по России, по местам, которые дороги каждому русскому человеку – Владимиру, Суздали, Переяславлю-Залесскому, Валааму.
Выставка представляет собой коллекцию этюдов, сделанных на едином дыхании во время путешествий. В них художник избегает повествовательности, стремится передать целостность первого впечатления, настроение.
Название выставки «От Туапсе до Валаама» не случайно. Это творческие пути-дороги автора. Родом он из Брянска, там получил образование, преподавал в пединституте и художественном училище, в Туапсе переехал с семьёй в 1998 году. Образы южной природы – тёплого, словно дышащего, Чёрного моря, окутанного солнечным маревом, наполнили выставку пряностью красок южного колорита, раздольем морской глади, смыкающейся на горизонте с высокой небесной лазурью («Небо и море»). Художник освоил колорит юга («На набережной в Туапсе», «Жёлтый зонтик»), пишет легко, размашисто, мазками, как будто быстро-быстро перебирает струны гитары, сочные яркие мазки воплощают воду, зонтики на пляже, загорелые тела отдыхающих, блики от солнца на воде.

Художник, который поёт песни Булата Окуджавы

Просто нужно очень верить
Этим синим маякам,
И тогда нежданный берег
Из тумана выйдет к вам.
                Булат Окуджава

https://yadi.sk/i/mkOvwZoNWpKiJQ    
     

 

Программным произведением о Туапсе на данной выставке является работа «Скала Киселёва», названная так в честь художника А.А. Киселёва, активного участника Товарищества передвижных художественных выставок, профессора Петербургской академии художеств, дом-музей которого туапсинцы бережно сохраняют. К тому же это единственный дом-музей художника в Краснодарском крае. Многие пишут этот морской утёс, но мало, кому удаётся передать его красоту и величие, как это сумел А. Прусов. К данному циклу относятся небольшие этюды пляжного отдыха.
В ряде работ из циклов «Суздаль и Золотое кольцо России», «Валаам» А. Прусов изображает древнерусские города, монастыри. Многие этюды воплотились в пейзажах-картинах. Каждой серии присущ свой душевный настрой. Работы из циклов «Суздаль и Золотое кольцо России», «Валаам», «Академичка –академическая дача для художников, созданная 130 лет назад по инициативе И. Репина, где многие поколения российских художников получали профессиональную помощь от признанных мастеров, продолжая таким образом традиции русской академической школы, отличаются неброскими цветовыми отношениями, придающими живописи Прусова духовную глубину и умиротворённость.
Большинству работ о Валааме присуща монументальность композиционных реше-ний. Лаконизм художественных средств, динамичный контраст серого неба и тёмно-зелёных лиственниц создают выразительный образ сурового Севера. Однако у Прусова эта выразительность тихая, умиротворённая. Почти в каждой работе изображены храмы Валаама, их белеющие очертания придают этому суровому краю спокойствие и вызывают благоговейное чувство перед жизнью, в котором воплощена ответственность за все живущее на Земле и готовность жертвовать личной волей к жизни ради любви к Богу и всему сущему. Казалось бы, небольшие по размерам работы-этюды, но сколько в них святости и правдивости. Собранные на выставке в единую композицию, как в мозаике, они создали своеобразный изобразительный эквивалент поэтического образа Валаама («На Валааме», «Церковь иконы Валаамской Божией Матери», «Никольский скит», «Разговор на Валааме», «Под небом Валаама», «Вечер на Валааме», «Сирень цветёт», «Лиственницы на Валааме» и др.).

Работы из цикла «Суздаль и Золотое кольцо России» посвящены торжественной, величественной архитектуре старорусских храмов и монастырей, вызывающей чувство сопричастности русского человека к своей великой истории. Полотно «Спасо-Преоб-раженский собор». Словно богатырь на заставе, он принял на себя потоки полуденных лучей жаркого солнца. Художнику удаются пограничные состояния времени суток, где более всего проявляются светотеневые контрасты. «Хмурый день в Суздале» – ранняя весна, ещё лежит кое-где снег, сквозь тёмные силуэты деревьев на первом плане, на фоне сереющего неба, просматривается храм. Там идет вечерняя служба, у входа стоят люди, из оконцев пробивается свет. Тишина. «Переяславль-Залесский. Вечер» – вершину невысокого холма венчает красавец-монастырь, лучи последних мгновений заката позолотили здания монастыря, купола церквей и склон холма. «Розовый вечер под Суздалем», «Август в Суздале», «Рождественский собор в Суздале», «Вечер в Кидекше. г. Суздаль», «Золотые ворота во Владимире» – все эти работы о главном, в них призыв к миру и покою в душе, тихое восхищение величавой красотой русской архитектуры и природы.
На Академичке автор был зимой, поэтому большинство работ посвящено зимнему пейзажу. На выставке их немного, но от цепкого взгляда художника они не ускользают. Берёзки-миллионщицы (так их именуют художники, поскольку каждый, кто там был, пи-сал их; они настолько хороши в любом своём убранстве, что пользуются огромной попу-лярностью у покупателей) стройными силуэтами своих белых стволов отбрасывают синие тени на всё ещё белый мартовский снег. «Золотые берёзки» – так радостно в душе при их созерцании. «Зима на реке Мсте», «Тихая зима», «Мартовские тени», «Мартовское солнце», «Начало весны», «Начало марта» – этюды, передающие прелесть времени года в этом бывшем эдеме для художников.
Общий лирический настрой этого цикла работ выполнен в привычной для художника пастозной, матовой манере, что передаёт мотивам черты спокойной, строгой и неторопливой красоты. Знаменитый дом Репина, в котором находится комната-музей, также запечатлевается каждым художником. По поверью, если художник был на Академичке и не написал этот дом, то он сюда более не вернётся. Вот и Прусов написал свой домик Репина. В глубине композиции, как добрый дед, припорошенный снегом, стоит красноватый дом с мезонином, вокруг деревья. Заснеженная дорожка ведёт к дому со знаменитыми ступенями, по которым ходили Репин и многие великие русские художники XX века. Ясен, светел образ уходящей истории культуры России. Возможно, в ближайшее время мы лишимся этого памятника былой, ещё недавно великой истории, истории нашей культуры, как уже многого лишились. Но глядя на работы Прусова, вспоминаешь слова советского художника П. Петровичева: «Наша русская природа скромна и благородна, она более грустна, чем ярка, в ней нет эффектных контрастов, полыхания юга... здесь всё тоньше». Прусов исключительно русский художник, тонко чувствующий свою природу, но судьба сделала крутой поворот, и он вот уже более 10 лет осваивает, говоря словами Петровичева, «эффектные контрасты, полыхания юга».

Последний цикл о Пятигорске более похож на заметки туриста. «Парк в Пятигорске», «Аллея в Пятигорске», «Цветник в Пятигорске», «Гора Машук» – бесхитростные цветовые этюды, непритязательные по душевному настрою.
Есть ещё одна работа, краеугольный камень выставки – «Ул. Горького в г. Брянске». На ней изображён Брянский театр, старинное здание с белыми колоннами на перекрёстке улиц, залитое лучами вечернего солнца, по улице снуют машины, прохожие. Жизнь кипит. В Брянске начался творческий путь художника, наступило взросление, прошли годы профессиональной работы, как на педагогическом, так и на творческом поприще. Эта небольших размеров работа многое говорит о художнике как о мастере картинной композиции, прекрасном колористе и профессионале в передаче состояния и настроения.
Художественное сообщество Краснодара знакомо с творчеством А. Прусова более 10 лет. Череда малых персональных выставок свидетельствует о том, что художник нако-пил богатый творческий опыт, что он полон новых замыслов. Эти выставки – своеобразная подготовка к большой юбилейной выставке, которую планирует художник.

...Позванивает колокольчик над входной дверью по ул. Коммунаров, 58, шаги по винтовой лестнице старинного особняка подсказывают, что посетитель вошёл и поднимается на второй этаж в выставочный зал галереи «Сантал». Его встречают приветливые сотрудники, постепенно зал наполняется гостями. В Краснодаре это, пожалуй, самое благожелательное место для художников. Здесь всё для встречи с друзьями, коллегами и почитателями. Хозяйка галереи Нина Антоновна Стрижова с вниманием относится к каждому художнику. Залы её галереи никогда не пустуют, в них царит пиетет к творцу, только в этой галерее для художника издают цветной буклет с описанием его краткой биографии и картинами из демонстрируемой коллекции.
Дружно зашли гости из Туапсе. Гитара, фотоаппараты и… улыбки, улыбки. Александр пояснил: «Я сегодня пою, пою песни Окуджавы, а мой друг и ангел-хранитель, автор и исполнитель, артистка Московской филармонии Людмила Грибова поразит вас романсами». Александра ожидал и его друг, туапсинец, заслуженный художник России, преподаватель художественно-графического факультета КубГУ Анатолий Мельников. Друзья обнялись. Началось представление художника. Как много о художнике знает Нина Антоновна, как проникновенно говорит о его творчестве. Прожившая многие годы в Вышнем Волочке, тесно общаясь с художниками на Академичке, она, как никто другой, может оценить творчество Александра Прусова. Затем гости подпевали Людмиле (она покорила и красотой своего голоса, и репертуаром) и Александру, все угощались фруктами юга, выложенными на блюда красивыми натюрмортами заботливой рукой хозяйки галереи.

Искусствовед А. Костигина