Черное море мое

21 июня

Волна лениво лижет берег.
Июнь цикадами звенит.
И снова неохота верить,
Что год
Уже вошел в зенит.
Листва
Свое чуть слышно шепчет.
На ветке ветка – как смычок.
Подует – и скрипичной речи
Польется наземь ручеек.
В душе мелодия покоя
Ей и привольно и легко.
Здесь счастье рядом,
Под рукою, –
Искать не надо далеко.

Красота и богатство черноморских берегов всегда привлекали к себе людей: сначала это были древние греки, которые пустились в плавание за Золотым руном, сейчас – это жители современной России, предпочитающие отдых на его прекрасных берегах. С ХIХ века русские живописцы создавали в Крыму свои знаменитые марины. В ХХ веке со всего Советского союза ехали в Краснодарский край на пленэры тысячи художников. И среди кубанских авторов не было ни одного, кто хотя бы раз ни сидел с кисточкой у берегов Анапы, Новороссийска, Утриша, Геленджика.

Дома творчества, созданные после Великой Отечественной войны, позволяли преумножать традиции пленэрной живописи русской французской школ. Один из самых знаменитых – Дом творчества художников им. К.А. Коровина, расположенные в Крыму, в Гурзуфе. Он был создан на базе дачи – мастерской живописца Константина Коровина, которая в 1947 году стала Домом творчества Художественного фонда СССР. Именно сюда съезжались живописцы – любители морских и горных пейзажей. Много лет работал здесь В.Ф. Бугай, не раз бывали заслуженный художник РФ Г.А. Булгаков, заслуженный деятель искусств Кубани  С.П. Новгородова.
Совместные пленэры были своеобразными социокультурными мероприятиями, которые играли важную роль в развитии и обогащении творческих связей между деятелями культуры. Расположенный на берегу Черного моря, Дом творчества решал и решает не только творческие, профессиональные задачи. Групповые выставки, на которых представлялись черноморские пейзажи, привлекали и привлекают внимание широкой общественности к геополитическим и климатическим проблемам, возникающим в южно-российском регионе.
Что значит Черное море для кубанских живописцев послевоенного поколения? Ведь с тех времен до сегодняшнего дня изменился не только пластический язык, но и отношение к миру. Но главным осталась любовь к природе южного региона России, стремление донести ее до зрителей. 

Морские ландшафты вдохновляли, рождали сопереживание с природой, первозданной, стихийной, свободной. Других привлекала покоренная стихия: мощь гудящих портовых кранов, громады кораблей у причалов. Большинство писали на пленэре этюды. Затем на основе этюдов создавались тематические картины, в которых сохранялась внутренняя динамика и корпусная манера письма. Кого-то привлекала красота и величие морских глубин, и они предавались созерцанию, философии, иные  создавали трудовые будни простых людей: моряков, рыбаков, портовых рабочих.
На выставке собраны работы художников разных поколений. Старшее: А.А. Чечин (1909 – 1983), заслуженный художник РФ Г.А. Булгаков (1916-2011), Р.И. Солуянова (1914-1986), В.Н. Мехед (1924-1998), П.Г. Амасьян (1922-2001) ; шестидесятники, чье творчество достигло кульминации в эпоху Оттепели. Это было время интереса к «разрешенному» тогда импрессионизму, который в той или иной степени влиял и продолжает влиять на многих авторов. Они полюбили свободную живопись, сочетая ее с реалистически достоверным отображением действительности. Эти художники представлены этюдами и картинами, в которых непосредственность восприятия мира сочетается с моральным императивом строителей социализма. Наиболее характерна картина Г.А. Булгакова «Чинят сети» (1965.Картон, темпера), в которой изначально тяжелый труд рыбаков показан как светлое и поэтическое действо. Известный мастер натюрморта Р.И. Солуянова представлена добротным академическим пейзажем «Море» (1965). Изысканные графические работы А.А. Чечина («Скалы у моря».1967. Бумага, см. техника) продолжают традицию культуры Серебряного века, когда в изобразительном искусстве ценили сложные символические смыслы.
Следующее поколение художников, чье творчество началось в 1970-1980 –е, более разнообразно в выборе пластических языков. Один из выдающихся послевоенных жанристов Кубани  В.В. Кухно (1945 – 1998 ) любил сочетать марины с тематическими композициями. Он рассказывал истории о своем детстве на берегу моря («Бухта моего детства».1986. Холст, масло), о людях, для которых тяжелая работа моряка – привычное занятие.
Необычный для неоклассика, заслуженного деятеля искусств Кубани О.М. Гаврилова ранний этюд «Сейнеры у Причала» (1970. Холст, масло) – пример объединения различных стилей – академического, реалистического и импрессионизма.

Мастер лирической акварели Н.И. Иноземцев представлен несколькими работами («Геленджик».2003.Бумага,акварель,«Яхты отдыхают».2006.Бумага, акварель), в которых он, учитывая свето-тоновые нюансы, передает различные состояние природы.
Традиции русской реалистической школы развивают заслуженные художники РФ В.Ф. Папко («Дом у моря». 1996. Холст, масло) и В.С. Яковлев («Море у берегов Анапы». 2010.Холст, масло),тяготеющие  к большому стилю станковой картины.
Иной, декоративный, подход к маринам у М.В. Архангельского (1937-2006) и заслуженных художников РФ А.А. Паршкова и В. Блохина. Последователь французского постимпрессионизма,  М.В. Архангельский десятилетиями жил и работал неподалеку от моря, и сотни его работ представляют собой экспрессивные морские пейзажи, виды берегов Лоо, Геленджика, Новороссийска («Рассвет над морем. Новороссийск». 2004. Холст, масло). А.А. Паршков всего раз работал в Доме творчества им. К. Коровина в Гурзуфе, но «свободная стихия» вдохновила его на создание большой серии пейзажей, написанных как на пленэре, так и в мастерской.
В течение многих десятилетий художники Кубани писали Черное море, которое было для них и источником вдохновения, и символом Родины, ее южных окраин. И для всех людей, которые живут рядом с ним, и для туристов, приезжающих отдохнуть, поплавать и полюбоваться его берегами, море всегда было символом свободы, вдохновения, красоты. Поэтому каждый по-своему способен внести свою лепту в его защиту, сохранение чистой воды, морских обитателей, растений и животных.

Двадцать лет назад шесть причерноморских стран: Россия, Украина, Болгария, Румыния, Турция и Грузия – подписали стратегический план действий по реабилитации и защите Черного моря, которое в большой степени страдает от загрязнения отходами минеральных удобрений, нефтепродуктами и другими остатками жизнедеятельности человека. Многомилионные толпы туристов тоже не способствуют сохранению флоры и фауны, рыбных запасов.

Член АИС Соколинская Т.И.