Чистейшей прелести чистейший образец
Выставки женских портретов, весенних пейзажей и цветочных натюрмортов, представленные публике к 8 Марта, уже который год становятся событием. Вот и этой весной краснодарские художники радуют зрителя целой серией женских образов, обилием цветов и цветущих деревьев, создающих атмосферу весны, новых надежд, солнца и света. Чувственная и духовная красота Женщины и Природы становятся предметом анализа и восхищения у заслуженных деятелей искусств Кубани Г.У. Кравченко (1930-2006) и О.А. Сальковой, заслуженного художника РФ А.А. Паршкова, И.И. Захарова (1936-2019), заслуженного художника РА В.М. Мехеда (1924-1998), художников Е.И.Саяпиной, А.И. Отрошко, М.В. Архангельского (1937-2006), И.В. Пугача, В.И. Оноприенко (1938–2013), В.Я. Яковлева, Н.Л. Райбаца, О.Е. Слёзиной. Большинство из них работают в реалистической эстетике, но есть и последователи постимпрессионизма и символизма.
Выставка открывается акварелью неизвестного художника, созданной приблизительно в конце 1920-х годов. Это камерный портрет нашей землячки - актрисы немого кино Ирины Володко (урожденной Кулешовой), которой в этом году исполняется 115 лет. Не удалось определить, кто является автором этого небольшого камерного портрета, заключенного в овал. Это мог быть и состоявшийся художник, и студент московского или ленинградского вуза, стилизовавший свою модель под эпоху Серебряного века. Не исключено, что это был муж актрисы, который, как известно, ревновал ее не только к реальным и воображаемым соперникам, но и к той славе, которая обрушилась на его молодую жену после того, как она сыграла роль жены Пушкина – Натальи Гончаровой в фильме Владимира Гардина «Поэт и Царь» 1927 г.
Композиционным и смысловым центром выставки стал репрезентативный парадный портрет Ирины Володко 1971 г., принадлежащий кисти Заслуженного деятеля искусств Кубани Г.У. Кравченко - известного русского и советского портретиста, создавшего целую серию образов наших современников. Художник подчеркивает не только безупречную красоту актрисы, но ее человеческое достоинство, умение вести себя, держать удар, несгибаемую волю к жизни.
Линию социально - психологического реалистического портрета продолжает ученица Г.У. Кравченко Елена Саяпина, представленная своим камерным погрудным автопортретом, в котором она старается передать свои психологические и интеллектуальные качества. Мы видим интеллигентную девушку, погруженную в свои мысли. Художница намеренно убирает все бытовые моменты, говорящие о её повседневной жизни, о профессии. Она представляет себя в состоянии медитации, созерцания, возможно, выбора жизненного пути.
Другим учителем Елены Саяпиной был И.И. Захаров, создавший парадный портрет своей ученицы в классической манере. Он представляет свою ученицу как будущего художника и одновременно подчеркивает ее «вечные» - женские, природные качества. Елена представлена сидящей в кресле в белой шелковой юбке и зеленоватой летней кофточке. Справа от нее на столике изображены художественные кисти для живописи и маленькая вазочка с цветущей яблоней, символизирующая весну, молодость, время надежд. Обладая свойством создавать целостный образ, автор является также и мастером детали, что позволяет соединять бытовые черты с возвышенными, поэтическими. В этой картине переплетаются мир модели и мир автора, которых объединяют общие профессиональные цели.
Заслуженный деятель искусств Кубани О.А. Салькова представлена на выставке двумя женскими портретами: «Мамина шаль» (1992) и «Грезы» (2002). Художнице удаются неоромантические образы, позволяющие перенести их из сферы быта в область мечты. В работе «Мамина шаль» речь идет о диалоге поколений. Она создала реалистический и земной, но при этом созерцательный женский образ. Художница использует иконографический композиционный прием, позволяющий сочетать материальное и возвышенное. Лицо стоящей девушки обращено к зрителю, а обнаженное тело, прикрытое полупрозрачным платком, она скрывает от постороннего взгляда. Получается загадка, недоговоренность, тайна – вот та мудрость, которой автор наделяет свою модель. Та же философия и в парадном портрете «Грезы». Молодая женщина на портрете в большой белой шляпе и легком белом платье стоит, опершись о классический парапет, на фоне моря. Через полупрозрачную развивающуюся ткань видны голубые волны, объединяющие женский образ с окружающей природой. Создавая портрет нашей современницы, художница перебрасывает нить к русской классической культуре, в которой женский портрет как правило должен быть гармоничным. О Сальковой можно сказать словами русского классика Валентина Серова, который говорил, что ищет в искусстве отрадного.
Портрет своей жены В.С. Яковлев написал в 1990 г. По жанру это лирический, камерный образ. Он изображает свою жену на фоне цветущего куста с красными цветами, замыкая таким образом, композицию на зрителя. Художник подчеркивает хрупкость и незащищенность молодой женщины, словно растворенной в объятиях зелени. При этом автор подчеркивает приметы социального времени: одежда, прическа модели свидетельствуют о конкретно исторических бытовых деталях конца ХХ века.
Среди последовательных реалистов на Кубани Н.Л. Райбац занимает одно из ведущих мест. Портрет Нины Стрижовой (2005) – интимный, лирический. Для автора было важно создать не социальный тип человека, который много лет является руководителем, а красивую женщину с хрупкой, ранимой душой. Художник сочетает передачу внутреннего состояния модели со своим отношением к ней – восхищением и любованием.
Портретная репрезентация у Заслуженного художника РФ Паршкова весьма индивидуальна. Его женские образы могут быть амбивалентными, а могут восприниматься чисто эстетически, созерцательно. Но в любом случае он понимает женщину как пространство, вместилище всего, всех сил и энергий. Паршков обладает качеством исключать портретируемых из потока бытового и социального времени, переходя в область мифа, который представляется ему более реальным. Портреты, вошедшие в экспозицию, вполне реалистические и художник не чуждается любоваться внешними чертами портретируемых, но все же не это главное. Он вторгается в область духа и стремится найти в человеке человека, то есть увидеть фундаментальные качества, присущие личности. Это касается и портрета девочки, психологические, душевные качества которой еще не сформировались, и портрета юной девушки, целеустремленной, полной уверенности в себе, жизненных сил, и рефлексирующей молодой женщины.
Бытовой жанр, достаточно распространенный в тематических картинах, в женских портретах часто лишается своего социального наполнения. Мастером таких портретов был М.В. Архангельский, который рассматривал женщину как часть природы, как цветок, цветущий в райском саду. Образы женщин-бабочек, подобных гейшам из японских гравюр, сродни весенним цветам. В них трудно узнать наших современниц. Они созданы для неги и блаженства в гаремах Востока или мечтах поэта. Архангельский - представитель «куртуазных» женских портретов, вполне себе чувственных, но при этом недосягаемых, как прекрасные дамы на рыцарских турнирах. И при этом художник вполне мог создать в женских образах портрет эпохи. При всей обобщенности, декоративности и некоторой условности портрета его жены по материальным приметам одежды, интерьера, лица, фигуры угадываются 1970-е годы ХХ века.
Традицию Михаила Архангельского развивает живописец Александр Отрошко, предпочитающий растворять человека в пейзаже, причем, пейзаже черноморском, ярком, гедонистическом. Тема единства мужского и женского как части Природы – одна из важнейших в его творчестве («Качели»). Отрошко тоже создает райский сад, где живут еще не согрешившие Адам и Ева. Его цветовая палитра напоминает декоративный ковер, на котором выткана вполне простая семейная идиллия. Но за счет свободного отношения к форме, приближающейся к беспредметной, работа сочинского мастера не воспринимается как жанровая и бытовая.
Заслуженный художник РА пейзажист В.М. Мехед (1924-1998) из Майкопа представлен двумя живописными работами 1960 - х годов. Он пишет Кавказские горы ранней весной, когда еще не сошел снег и веет холодом. Поэтому и предпочитает холодную, сине-зелёную цветовую гамму, позволяющую передавать ощущение только начинающегося перелома от зимы к весне.
Атмосферу приближающейся весны передает известный краснодарский живописец И. В. Пугач («Татьянин день»), посвящая свою работу жене Татьяне. Мастер натюрморта и пейзажа, он всегда одушевляет природу, наделяя ее человеческими чертами, душой. «И натюрморт для него – это не мертвая природа, а очень даже живая. Художник накрывает праздничный стол для своей любимой женщины. Здесь мы видим цветы в стеклянной вазе, разрезанный торт, большой кофейник, вазочку с конфетами, и две чашки с налитым кофе, расположенными по диагонали. Используя излюбленные им приемы контражура и обратной перспективы, он располагает большие предметы на заднем плане, заставляя их как бы двигаться на зрителя. Получается эффект сакрализации предметов и пространства, чему способствует и легкая, светлая лессировочная техника.
Натюрморт О.Е. Слёзиной - светлый, летний жизнерадостный. Художницу интересует поэзия повседневности. Она написала часть интерьера: открытое окно, подоконник, на котором стоят две небольшие вазы (сероватая и белая), в которых стоят букеты цветов. Взгляд скользит с центрального образа (ромашек) влево, к раскрытому окну, за которым листья и ветви дерева закрывают все пространство до неба, замыкая композицию. И получается в итоге такой камерный женский мир, тихий и самодостаточный, стремящийся к гармонии.
На выставке представлен самый широкий диапазон женских архетипов - от Мадонны (Ирина Володко) и прекрасной дамы (портреты О.А. Сальковой) до нашей современницы, живущей заботами сегодняшнего дня (портреты Саяпиной). Глядя на работы краснодарских мастеров, нельзя сказать, что феминизм победил и женщины утратили свои исконные черты.
Через женщину, цветы и природные ландшафты мы видим представление художников о родной земле, Родине, которую любят в праздники и будни, в дни тягостных раздумий и отдыха, трагических испытаний и побед. Русские философы (Сергей Соловьев, Николай Бердяев), русские поэты (Александр Блок) писали о том, что у России женское лицо. Эта мысль особенно близка художникам, способным к философским обобщениям, таким, как Паршков и Архангельский. Но и другие авторы осознанно и бессознательно сравнивают Родину с матерью или женой. Вслед за Александром Блоком для них Россия ассоциируется с вечной женственностью. И у многих она, как у великого поэта, выступает как «чистейшей прелести чистейший образец». Не зря в экспозицию вошла и картина И.И. Захарова, где изображен Александр Пушкин, создавший в своих стихах своего рода формулу отношения к женщине, которая вот уже двести лет живет в русской культуре.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская