Цвет и тишина

5 марта - 30 апреля

Александр Клименко родился 24 октября 1940 г. в Абрау-Дюрсо. Сейчас это поколение  называют «Дети войны». Спасенные от бомбежек, болезней и голода, дети стали той связующей кровной нитью между прошлым и будущим для матерей и не вернувшихся с войны отцов. Его мать, Прасковья Алексеевна, проводив на фронт мужа, перебралась с  сыном в станицу Андреевскую к своим родным. Здесь они пережили немецкую оккупацию и все тяготы военного времени. Свою хату мальчик старательно украшал рисунками углем, а мать терпеливо забеливала стены. Увлечение рисованием продолжилось в школьные годы, постепенно выстраивая путь к будущей профессии художника.

С 1959 по 1962  год Александр Клименко служил радиолокаторщиком в морской авиации Черноморского флота, расположенного в Крыму. В 1962 г. после завершения службы приехал в Новомосковск, работал на химкомбинате оформителем.
С 1963 по 1967  год  учился на художественно-графическом факультете  Краснодарского государственного педагогического института им.15-летия ВЛКСМ (сейчас КубГУ). Известные в то время педагоги Георгий Михайлович Кошельников, Анатолий Алексеевич Васильев  были его учителями. Его дипломная работа из четырех линогравюр с видами Краснодара выполнялась под руководством  Г.М. Кошельникова (одна из них сохранилась и представлена на выставке).

В 1967  году дипломированный специалист Александр Дмитриевич Клименко возвратился в  станицу Андреевскую, чтобы работать учителем изобразительного искусства в общеобразовательной  школе.  Вместе с ним приехала и его молодая жена, учитель математики, Валентина Герасимовна.
           Станица Андреевская и школа стали их жизнью на долгие годы. В этот период в школах распространялась программа преподавания учителя-новатора Б.М. Неменского, создателя уникальной педагогической системы, по которой предполагалось учить школьников не только изобразительному искусству, но и истории культуры, развитию зрительного воображения, самостоятельного мышления, а также  побуждать к собственному творчеству. Александр Дмитриевич  более 40 лет развивал в своих учениках  представление о живописной культуре,  обучал  умению смотреть и видеть прекрасное в природе и человеке, учил   мыслить. Он старался делать уроки по-настоящему интересными, понимая, что формирование созидательных начал в человеке – самое важное в воспитании. Пластическое мышление подсказывало художнику все новые и новые идеи.
        Александр Дмитриевич Клименко любит поэзию, читает стихи С.Есенина, но поистине уникальным его качеством является абсолютное чувство цвета, подобное абсолютному слуху у музыкантов. Культ декоративности, лирической и изысканной, превращает его картины в эквиваленты музыкальным произведениям композиторов – импрессионистов. Как написала М. Самойлова (Сливина):

Погас последний луч заката,
Сгустилась над Землею Тьма.
Как будто в музыке – легато,
Царит над миром Тишина…

            Любимые цвета  художника: малиновый, лиловый, сиреневый; любимые  времена  года:  конец лета и начало осени; а  время суток –   сумерки. На картинах художника  сумеречные  тени от деревьев  сказочно  причудливые,  подсолнухи  предстают в диковинных образах, а озеро иначе, как колдовским, не назовешь.

Красоту вещей автор раскрывает посредством цвета, освещения, создавая композицию так, что человек тоже как бы погружен в окружающую среду.
          Страстная потребность творчества заставляет Александра Клименко ежедневно работать у мольберта, теперь уже дома, когда не надо никуда спешить, когда можно мечтать и фантазировать. Воспоминания о месте рождения, поездки в Абрау-Дюрсо, Новороссийск  предстают  в его картинах как что-то светлое и радостное. Декоративность и лиризм, мистицизм и утонченность наполняют его произведения чувством философской созерцательности. Улица, двор, огород, цветущие или плодоносящие деревья, раннее утро или вечерние сумерки – это то, чем любуется художник, вступая постоянно в диалог с природой.
          Из воспоминаний о Твери, Владимире, Новомосковске возникают силуэты соборов,  монастырских построек, передавая восхищение художника    синтезом искусства и архитектуры прошлого. Его картины «Россия», «Облака над Россией»,  «К молитве» формируют своего рода иконографию, где Божественная вертикаль и горизонталь человеческой жизни уравновешивается холодно -  голубым или лиловым колоритом.

Художник любит писать картины с образами обнаженных женщин на берегу моря, сюжеты на тему ночи на Ивана Купала. Его работы – это рассказы о жизни, где есть природа и человек, где духовность в простом, а простота – в сложном. Главная его идея в их единстве. Почти 50 лет Александр Дмитриевич прожил со своей женой Валентиной Герасимовной, умной и доброй женщиной, вместе они вырастили детей (сына и дочь) и  внуков. Вместе они встречали художников из Краснодара, приезжающих группами на пленэр в станицу Андреевскую.Пережить ее отсутствие художнику помогает живопись, которая уводит его в тихое течение человеческого бытия и таинственный мир природы, где ничто не вечно. Ему по душе состояние покоя и умиротворенности. Художник, как мудрый философ, создает эту гармонию посредством живописи для себя и для нас.
 

                                                   Директор Художественной галереи «САНТАЛ»
                                                                                         Н.А.Стрижова