Дети войны
В экспозицию ретроспективной выставки, посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне, входят живописные и графические работы, созданные в разные годы тремя поколениями кубанских авторов: участниками Великой Отечественной войны, художниками, пережившими войну в детстве и родившимися после Победы. Большинство участников выставки стремятся сохранить черты «большого стиля» русского искусства второй половины ХIХ-ХХ веков, в котором сочетаются черты высокого нарратива с умением создавать яркие национальные образы (типические характеры в типических обстоятельствах). Синтезируя академический и реалистический язык, участники выставки предлагают нам правдивые послания о Великой Отечественной войне, о человеке на войне – человеке несломленном, сильным духом, способным одержать Победу в самых невероятных условиях. Для создателей экспозиции было важно передать состояние, воздух Победы, поэтому рядом с тематическими картинами и портретами ветеранов представлены натюрморты с цветущей сиренью и весенние пейзажи.
Заслуженные художники РСФСР Г.А. Булгаков и П.С. Калягин, заслуженные художники РФ В.И. Сидоров и А.Н. Шинкаренко, заслуженный работник культуры РСФСР И.Я. Коновалов, заслуженный деятель искусств РСФСР А.А. Чечин, заслуженные художники Республики Адыгея Н.Г. Амосьян, В.М. Мехед и П.Д. Филиппенко, художник П.Н. Ружейников сами были участниками сражений. Их произведения созданы на основе личного опыта и несут в себе горькую правду о войне. Как правило, они сочетают реалистическую эстетику с суровым стилем, что позволяет создавать героические, монументальные образы эпохи. Но нередко в патриотический пафос входят элементы лирики и получаются настоящие «поэмы» о мужестве, товариществе, стойкости духа. Можно сказать, что их творчество проникнуто гуманизмом, любовью к людям, радостью от обретенной Победы.
Одной из наиболее интересных из представленных работ является тематическая картина «Родные мелодии» (1982 г.) фронтовика Г.А. Булгакова, основанная на реальном эпизоде, когда после боя группа солдат обнаружила в полуразрушенном доме рояль. Этот рояль и становится главным персонажем, вокруг которого располагаются молодой лейтенант-пианист и слушатели-солдаты. Свет из провала в стене уводит взгляд зрителя на все еще горящий европейский город, и дым от пожара тонкими струйками вползает в комнату. Но звучит Музыка. Звучит как символ Победы и Мира.
Старейший краснодарский художник И.Я. Коновалов представлен лирико-поэтической композицией «Окопные сны» (1970 г.), в которой высокие гражданские идеи рассматриваются через призму личного, человеческого измерения. Уснувшему в промерзшем зимнем окопе юному солдату снится мама, развязывающая перед ним рушник, на котором летнее угощение – черешни. Но автор вводит в бытовые мотивы высокий библейский смысл. Он символически переосмысливает православную иконографию «Покрова Богоматери» – заступницы людей перед Богом. Не бытовой характер действа подчеркивает и использование самого метафизического цвета – синего со всеми его оттенками.
А.Н. Шинкаренко ушел на фронт в 15 лет, участвовал в боях на Малой Земле, затем прошел боевой путь от Новороссийска до Будапешта. Живописная работа «Юнги 43 года. Огненная Малая Земля» (1995-2005) имеет автобиографический характер. В ней художник обращается к языку сурового стиля 1960-х, позволяющему создавать героические образы молодых защитников Новороссийска. Юные матросы, в том числе девушка-матрос, изображены на фоне безжизненных, без единого ростка зелени, Кавказских гор и Черного моря. Но и здесь черты портретной репрезентации обогащаются лирической нотой: юнга преподносит девушке тюльпан. О трагических событиях напоминает кроваво-красный колорит фона картины.
Картина А.А. Чечина «Последний парад фашистов в Берлине» (1980 г.) напоминает стилистику черно-белого кино эпохи неореализма. Пользуясь приемами свето-воздушной перспективы, автор погружает место действия (Берлин 1945 года) и персонажей (колонну пленных немцев, конвоира в казачьей бурке, немногих зрителей происходящего) в единую, отчасти импрессионистическую, желтовато-коричневую цветовую среду. В итоге создается атмосфера отчасти мистическая, тревожная, музыкальная. Совсем недавно звучали выстрелы, но сейчас все погрузилось в тишину – наступил Мир.
Работа П.Д. Филиппенко «Добровольцы» (1985 г.) поражает своей непосредственностью, искренностью. Художник изображает эпизод из своей жизни, когда мальчишки 15-16 лет стремились записаться в армию и попасть на фронт. Мы видим, как старший офицер выкликает имя очередного новобранца, а тот, подходя ближе, приподымается на носки, стараясь казаться выше.
Война глазами ребенка – одна из важнейших тем в творчестве заслуженных художников РФ В.Ф. Папко, Б.И. Воронкина, Н.П. Калугиной, заслуженных деятелей искусств Кубани О.М. Гаврилова, С.П. Новгородовой, И.И. Захарова, О.А. Сальковой, художников Г.Т. Клюжина, В.П. Солодовника, С.П. Серенко, С.В. Савенко, Ю.П. Короткова, К.Ф. Печуричко, А.А. Короткого и др.
В.Ф. Папко – один из немногих современных мастеров станковой монументальной картины, которые ищут точку опоры в героической истории России. Обращение к теме Великой Отечественной войны для него – это акт социального протеста против современной бездуховной культуры и цивилизации. Образ солдата, вернувшегося с фронта, – архетипический образ, переходящий из одной работы в другую. Судя по всему, для подростка Валентина Папко возвращение советских воинов с войны было самым сильным впечатлением детства. На картине «Шел солдат» (2011 г.) изображен солдат, расположившийся на привале возле реки. Художник обращает внимание на бытовые подробности, «говорящие» о предстоящей мирной жизни: снятые сапоги, алюминиевую посуду и т.д. Особую смысловую нагрузку несет и задний план – река и степь за рекой, несущие в себе идею бесконечности российских пространств, которые никто и никогда не может захватить.
Картина «Освободители» (1984 г.) написана И.И. Захаровым по воспоминаниям детства. Освобождение казачьими частями Советской армии ставропольской станицы художник показывает как праздник, в котором принимают участие женщины и дети. Отсюда черты идеализации образов освободителей, в которых будущий художник видел красивых, статных и сильных героев.
Неожиданное для реалиста и импрессиониста Б.И. Воронкина обращение к языку народной картины, лубка («Раскинулось море широко». 2005 г.) обусловлено желанием передать свои детские переживания, когда он однажды увидел на улице слепого матроса, который играл на гармошке и просил милостыню. Декоративный красный фон и литературный текст на самой картине усилил экспрессию образа и сюжета.
Сложную, насыщенную знаковыми подробностями композицию создает В.П. Солодовник в своем офорте «Отчий дом» (1982 г.). Высокие гражданские и гуманистические идеи раскрываются через изображение простого интерьера украинской хаты. Стол, на котором мы видим фотографию в рамке (портрет летчика), очки, конверт, яблоки, графин символизирует бытовую часть жизни женщины-матери, чей сын служит в армии. На стене мы видим «иконостас» из фотографий других сыновей – защитников Родины. Художник создает автобиографическое произведение, главной героиней которого является его мать, родившая и воспитавшая 10 детей. Ее образ остается «за кадром», но он незримо присутствует в нем.
Другой краснодарский график С.Н. Новгородова представила цветной офорт «На войне как на войне» (1978 г.) – иллюстрацию рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Используя язык иконы, в которой помимо центрального изображения могут присутствовать клейма с повествованием о жизни святого, художница создает своего рода «житие» главного героя рассказа – простого русского солдата Ивана Соколова.
Безыскусной простотой поражает рисунок К.Ф. Печуричко «Матери военных лет» (1979 г.). Ее композиция, восходящая к суровому стилю, представляет собой групповой «портрет» из нескольких женщин и детей, чьи мужья и отцы ушли на фронт. Главная фигура на рисунке – беременная женщина – изображена в стилизованной позе предстояния, близкой иконографии Богоматери.
Много картин на тему Великой Отечественной войны и Великой Победы создал художник из Ейска, крестник знаменитого борца И.М. Поддубного, Ю.П. Коротков, переживший оккупацию родного города. Среди его работ – «9 мая» ( 1978-1981 гг.) – интерьер комнаты, в которой все свидетельствует о Празднике и о прожитой ветераном жизни. «Говорящие» предметы: фотографии солдат на стене, пузырек с лекарством на подоконнике, сирень в вазе, висящий на спинке стула пиджак с медалями – создают образ целой эпохи, прошедшей со времени окончания войны до наших дней.
Много лет отдали портретному жанру В.И. Сидоров, О.А. Салькова, Н.П. Калугина, А.А. Короткий, представленные серией образов ветеранов Великой Отечественной войны. Репрезентативные парадные портреты сочетаются с интимными, камерными образами немногих из оставшихся в живых. Среди них стоит выделить «Портрет художника Г.А. Булгакова» (2010 г.) О.А. Сальковой, написанный незадолго до его смерти и сохранивший до нас образ художника-фронтовика, прожившего долгую и счастливую творческую жизнь, несмотря на все пережитые им трагедии.
Следующее поколение участников выставки – это художники, которые родились после войны и знают ее только по рассказам близких, фильмам и книгам. Заслуженный художник РФ А.А. Паршков, художники В.А. Сырятов, В.С. Яковлев, Ю.Н. Пономаренко, В.В. Кухно, В.Ф. Бугай, А.В. Еременко создают другой, может быть, менее трагический образ войны.
А.А. Паршков представил на выставку одну из своих любимых, знаковых работ. «Портрет Зосименко. Партизан.» (1984 г.) – это, с одной стороны, портрет соседа, к которому художник всегда испытывал огромное уважение, но с другой – архетипический, собирательный образ человека из народа, на котором держится мир. На первый взгляд кажется, что портрет – камерный, но по сути он – монументальный. В одном человеческом лице Паршков сумел вместить целую Вселенную.
Художник из Абинска А.В. Еременко много лет занимается поисками солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Эта тема стала одной из важнейших в его творчестве. Пейзаж «Без времени» (2014) написан под впечатлением пребывания на Поляне смерти в четырех километрах от станицы Шапшугской. Именно там шли наиболее ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. На переднем плане художник изображает найденную им поржавевшую каску как символ Памяти об погибших на войне.
Широта контекста – социального, психологического, культурного, бытового - делает работы краснодарского мастера Ю.Н. Пономаренко по - настоящему содержательными. Картина «Пригубите домашнее за Победу» (2005 г.) написана под впечатлением случайной встречи на улице. 9 мая ветеран Великой Отечественной войны сидел возле своей калитки и всем проходившим предлагал «продегустировать» домашнего вина. Художник рассказывал, что от этого прожившего трудную жизнь человека веяло таким оптимизмом, что он не мог не написать об этом картину.
Несмотря на трагичность большинства сюжетов, представленные на выставке произведения создают позитивный образ мира, стремящегося к гармонии и совершенству. Победа в Великой Отечественной войне была одержана во имя Мира и Жизни.
Член АИС Татьяна Соколинская