Диалоги с памятью

4 мая - 20 мая

«Вижу я мир, и в частности человека,
настолько, насколько позволяют мне
мои моральные и умственные средства»
художник Николай Дубовской 

Алексей Коноз родился 27 ноября 1949г. в г. Марьенка Донецкой области. Время формировало миропонимание художника, начиная с первых детских впечатлений, связанных с Украиной, его Родиной, с крепкими трудовыми руками отца – каменщика в «Шахтострое», участника ВОВ, получившего ранение, но прослужившего в армии до 1948г. Алексей слушал рассказы бабушки о двухлетней фашистской оккупации Донбаса (1941-1943гг.), о ее старшем сыне, погибшем в первые месяцы войны, о том, как его отец, в сентябре 1943г. 18-летним мальчиком ушел на фронт вместе с наступающими частями Советской Армии.

Эти достоверные образы таких же героических людей и стоящих за ними судеб впоследствии вырастут в творческие произведения, зарожденными в почве юношеских впечатлений.
Увлечение лепкой из глины началось с 5 лет. Алексею не требовались другие игрушки, кроме тех, что сам создавал. Мать его работала в детском саде, вела кукольный кружок, занятия сына поощряла, помогая ему просушивать и раскрашивать готовые фигурки.

После окончания школы в 1967 г., он поступает учеником форматора в Донецкий Художественный творческо-производственный комбинат, получает разряд и создает свою первую скульптуру «Ура! Каникулы!» (гипс тонир.)
С 1968-1970 гг. – служба в рядах Советской Армии.
С 1970-1974гг. – учеба в Одесском государственном художественном училище им. Митрофана Борисовича Грекова, факультет скульптуры.
С 1974-1984гг. дипломированный специалист работает в Донецком художественном творческо-производственном комбинате, работал форматором, потом бригадиром форматоров.
Уже с 1974г. начал активно участвовать в художественных выставках с малой пластикой, выполнять заказы по изготовлению и установки памятников.

Расцвет творческой деятельности Алексея Коноза выпал на 70-е годы, начало 80-х, когда две темы зазвучали в творчестве художников, в торжественной песне о человеке – тема войны и тема созидательного труда.
Масштабные скульптуры изображали человека драматической эпохи, который стоит уверенно и твердо, олицетворяя жизненную стойкость, силу духа, трудолюбие и волю.
         1977 г. – бюст Николая Щорса. Донецкая область, с.Торецкое.
         1978 г. – въездной знак, село Павловка, стела 8 метров.
         1979 г. – бюст Д.И.Менделеева, в Донецком техникуме.
         1980 г. – въездной знак «Шахта Южно-Домбасская №1», стела 8 метров.
      1983-1984гг. – памятник «Освободителям Домбаса», г.Донецк. 18-метровая скульптура солдата и шахтера из бетона и листовой меди. За исполнение этого монумента Алексей Коноз и другие скульпторы были награждены Грамотой Верховного совета Украины.

В 1985г. Алексей Коноз переезжает в Ейский район, поселок Комсомолец, где живет и работает по настоящее время, является членом «Творческого объединения Ейских художников и мастеров народного искусства «Арт-Аллея», возглавляет отделение скульптуры, керамики и корнепластики. Работает с различными материалами: камень, бетон, гипс, дерево. Волнующая автора тема Великой Отечественной войны, воина-победителя, по-прежнему остается главной. Для художника – это неисчерпаемая патриотическая тема о легендарном подвиге народа. Мемориалы, многочисленные барильефы, памятные доски, стелы установлены скульптором А. Коноз в г.Ейске, станицах Ейского района. Немало творческих работ Алексей Викторович посвятил известным землякам: художникам, музыкантам, летчикам, борцам. Более ста портретов и рельефов родилось в стенах мастерской скульптора.

Его лучшие работы продолжают свою жизнь в собраниях музеев. «Декрет о земле» 1975г., бюст Михаила Ароновича Макарского, подвижника, просветителя, гуманиста хранится в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее заповеднике (подарок автора). В Ейском лицее №4 находится диорама «Перевал Саланг»; в Ейском лицее им. Ляпидевского А.В. –  бюст Героя Советского Союза №1 летчика Анатолия Васильевича Ляпидевского; в военной части ПВО 726 – учебного центра сухопутных войск – бюст Казакова Василия Ивановича (первого маршала артиллерии). Гипсовая скульптура «Переселение украинских казаков на кубанские земли» - подарена автором Законодательному Собранию Краснодарского края 25.10.2017г. Работ действительно много, а ведь это в основном подвижнический труд одного человека.
Чувство творческой обеспокоенности и целенаправленность поисков – главное, что несет в себе скульптор Алексей Коноз – человек, гражданин, патриот. Его ростовая скульптура в натуральную величину (186 см) великого русского борца Ивана Максимовича Поддубнова была изготовлена силами и средствами автора Алексея Коноза из железа и бетона и подарена г.Ейску 8 октября 2011 г. к 140-летию со дня рождения легендарного человека, который жил и был похоронен в Ейске. Алексей сделал что считал должным, не взирая на то, что за 5 лет согласований и убеждений, помощников у него среди руководства города не оказалось. Печально, но кроме самого художника в увековечивании памяти известного земляка мало, кто оказался заинтересован.

 Сегодня автор по-прежнему заряжен энергией для дальнейшей активной деятельности. Острота его образного мышления находит выражение в мелкой пластике, которая выполнена мастером с особым настроением и теплотой. На выставке «Диалог с памятью» представлены 21 скульптура из этой серии. Алексей Коноз остро чувствует пульс времени и четко определяет свою роль в жизни страны, которой он служит бескорыстно верой и правдой. А еще художник хорошо понимает, что памятники живые свидетели истории, им есть и будет, что рассказать потомкам.
Хочется пожелать Алексею Викторовичу творческих успехов и удач в реализации намеченных планов. А их у него много. 

Н.А.Стрижова

На выставке в галерее «САНТАЛ» представлены работы живописцев и графиков, которые связывают себя и свое творчество преимущественно с Югом России и, в частности, Краснодарским краем. Сочетание эпоса с лирикой, реалистического языка с неоромантическим мироощущением, поиски в области современной фактурной живописи или обращение к творчеству старых мастеров становятся базисом их художественной системы. Большинство из них принадлежат к тому направлению в культуре Кубани, которое отличается почвенническими тенденциями, основанными на мощных традициях земледельческой цивилизации и традиционной казачьей культуры. Дизайнеры, напротив, и не мыслят себя вне технологических новаций, но все они – однокурсники, участники и свидетели двух исторических вех в жизни нашей страны. Им посчастливилось жить в эпоху времен, надежд, иллюзий и устремлений.