Графикомания. Персональная выставка к юбилею Евгения Казицына.
«Куда ведет меня чреда ночей и дней?»
Не отрывая уст, ответила мне чаша:
«Ах, больше в этот мир ты не вернешься. Пей!»
Омар Хайям
Из всех видов изобразительного искусства графика вид наиболее интеллектуальный, поэтому графики в большей степени - философы и мыслители. Среди краснодарских художников, работающих с разнообразными уникальными графическими техниками, Евгений Казицын наиболее последователен в своей любви к ним. Карандаш, тушь, гуашь, акварель, гелиевая и шариковая ручка, пастель – все способы фигуративного или беспредметного нанесения изображения на бумагу, картон, холст доступны руке художника и опробованы им. Часто используются обрезки дизайнерской бумаги, отходы столярного производства.
Казицын говорит о себе, что он «серийный» художник. И действительно, сколько он создал графических серий неизвестно никому. Сам автор их никогда не считал. Вот несколько из них «Иглотерапия» (образы кактусов), «Пожиратели случайностей», «Злые клоуны», «Галерея руководителей», «Удар током» (люди-лампочки), «Агрессия», «Ковер-самолет», «Знаки», Зодчие»…
Все его творчество – это лаборатория по созданию нового. Это могут быть неожиданные и нетрадиционные темы, сюжеты, жанры, поиски в области языка и технологий. Он последовательно отстаивает спонтанный подход к созданию той или иной работы. Нужно доверять руке, которая сама ведет и со-творяет то, чего никогда не было. Может быть, это и есть со-творчество с Господом Богом, использование его уникального метода.
Родственно вырастая из русского лубка и русского же авангарда, Казицын создает своего рода современную «энциклопедию русской жизни». Его интересует история, мифология, фольклор, быт, нравы, психология людей, взаимоотношения мужчины и женщины, начальника и подчиненного, пассажира и водителя, клоунов, строителей, казаков… Многие жанровые работы наполнены юмором, иронией, реже – сарказмом. В основе сюжетов могут быть русские народные пословицы и поговорки («один любит симфоническую музыку, другой – свиной хрящ»). Но персонажи графических листов не только люди, животные, но и неживое, стремящееся переродится в живое.
Художника интересует жизнь камней, несущих в себе следы космической жизни, планет и солнц, атомов и молекул, инфузорий туфелек и амёб, воды, земли, растений, животных и только после этого представителей рода гомо сапиенс. «Мы – биологическая жизнь, которая не может существовать без Матери-Земли. Мы живы, пока электрон вращается возле ядра, а Земля вокруг Солнца,» - это слова «философа-пантеиста» абсолютно актуальны в сегодняшнем мире. «Все наши войны, социальные и семейные проблемы безразличны камням, которые возникли 150 млн. лет, когда мимо них ходили динозавры»,- продолжает он, комментируя одну из своих любимых серий «Камни». Художник стремится докопаться до сути вещей, до первообраза, трансформирующегося в архетипы.
Казицын близок эстетике метамодернизма, соединяющего традиции и новаторство, язык примитива, реализма и абстракции. В бытовых сценах он опускается в гущу карнавальной народной стихии, в символических и беспредметных поднимается до философских обобщений, передает различные состояния человеческого духа.
«Человек рождается, чтобы осмысливать и принимать жизнь как она есть, чтобы радоваться и любить. Моя выставка – о любви в широком смысле слова,» – говорит художник, представивший для реальных или виртуальных любителей искусства к Новому году, Рождеству и Святкам свою веселую и парадоксальную «науку» о жизни и бессмертии человека и человечества перед лицом современного социального хаоса.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская