Художник Валентин Федорович Папко - наш современник.
История Екатеринодара - Краснодара невелика. 25-26 сентября 2021 город отмечает двести двадцать восьмую годовщину со Дня своего основания. Его летопись повествует об Отцах-основателях города и достойных людях, которые внесли и вносят весомый вклад в историю как старого Екатеринодара, так и современного Краснодара. Из их судеб и биографий прослеживаются эпохи и открываются исторические перспективы, они – честь и слава Кубани.
Имя нашего современника, художника Валентина Фёдоровича Папко, заслуживает особого внимания. Свой день рождения (20 сентября) он всегда отмечает вместе с Днём рождения города, которому отдал 50 лет трудовой и творческой жизни.
Валентин Фёдорович Папко – заслуженный художник РФ (2002 г.), член Союза художников СССР (1974 г.), лауреат премии Краснодарского края в области науки, культуры, образования (2003 г.), лауреат Международной премии «Имперская культура» в номинации «Изобразительное искусство» (2015 г.). Награждён дипломами и медалями. С 1995 по 2017 гг. - профессор кафедры монументально-декоративного и станкового искусства в Художественно-промышленной академии Краснодарского государственного университета культуры и искусства. В.Ф. Папко – автор более тысячи живописных картин, каждая из которых по эпическому охвату социальных явлений приближена к форме социально-политического или психологического романа. В.Ф. Папко – художник с национальным характером и неистребимым духом народности. Его живописные полотна хранятся в музеях и государственных художественных фондах (Художественный Фонд Р.Ф., ГБУККК Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Северокавказский филиал Государственного музея Востока, МАУК Курганинский исторический музей).
Достоянием Краснодарского края и уникальным культурным наследием стали выполненные художником Валентином Папко 17 крупных монументальных работ:
1. «Я вызову любое из столетий». 1974-1978 гг., мозаика из смальты, 19 м. x 34 м. Дом книги, фасад. Краснодар.
2. «Будущие агрономы», 1981 г., роспись темперой, с рельефом, 3 м. x 6 м. Кубанский сельскохозяйственный институт, интерьер. Краснодар.
3. «Поединок», 1995 г., мозаика из керамики, 4,5 м. x 18 м. Детско-юношеская спортивная школа, ГБУ, ул. Енисейская, интерьер. Краснодар.
4. «Книга. Время. Люди», 1974-1977 гг., роспись в технике энкаустики, 3,5 м. x 28 м. Дворец культуры, интерьер. Ейск
5. «История нефти», 1970 г., роспись восковая по левкасу, S=20 кв. м. Дом культуры, интерьер. Хадыженск.
6. «Актёр», «Театр», 1973 г., панно из трёх частей в технике «жёсткого гобелена», 6 м. x 20 м. Дом культуры КНИИТИМ, интерьер. Новокубанск.
7. «Чиновники. Мечта. Свобода», 1979-1980 гг., смальтовая мозаика, три фрагмента 5 м. x 15 м. Сахарный завод «Свобода», интерьер. Усть-Лабинск.
8. «Братья», 1987-1989 гг., мозаика из керамики, 6 м. x 3,2 м., 9 шт. Музей семьи Степановых, фасад. Тимашевск.
9. «Распятая Кубань», 1987-1989 гг., настенная роспись, темпера по левкасу, 4,3 м. x 14 м. Музей семьи Степановых, интерьер. Тимашевск.
10. Мемориальный комплекс Боевой Славы, 1969-1970 гг., мозаичная керамика, 5 м. x 25 м. Фасад. Станица Новоминская.
11. «Сваты. Совет да любовь. Невеста. Молодые и старики. Праздники и будни», 1989 г., темперная роспись, S=200 кв. м. Дворец торжественных обрядов, интерьер. Станица Новоминская.
12. «История моей страны», 1975-1977 гг., мозаика из керамики, 3,5 м. x 20 м. Дом культуры, интерьер. Станица Анастасиевская.
13. «Председатель», 1975-1977 гг., мозаика из керамики, 6 м. x 6 м. Административное здание. Фасад. Станица Анастасиевская.
14. «Учительница», 1980-1983 гг., мозаика из смальты, 6 м. x 9 м. СОШ № 9, фасад. Станица Темиргоевская.
15. «Егорка-летун. Мечта», 1980-1982 гг., мозаика из смальты, 12 м. x 12 м. СОШ № 20 им. Г.К. Жукова, фасад. Станица Брюховецкая.
16. "Царь, учёный и поэт", 1979 г., роспись темперой, 3,5 м. x 12, 5 м. СОШ № , интерьер, г. Туапсе
17. Панорама «Туапсинская оборонительная операция», 2012 г., роспись темперой, S = 90 кв. м., историко-краеведческий музей им. Полетаева, интерьер, г. Туапсе
Эти работы включены в научные издания:
- «Монументальная живопись Советской России» (изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1975 г., автор И.Н. Воейкова);
- «Монументальное искусство СССР» (изд. Советский художник», Москва, 1978 г., автор В.П. Толстой);
- «Искусство для архитектуры. Юг России. Советская модернистская мозаика 1951-1991» (немецкое издательство DOM publishers, 2021 г., авторы: И. Бычков, Н. Васильев, А. Токарев).
Творчество краснодарского художника В.Ф. Папко принадлежит двум историческим эпохам, таким разным, но неразрывно связанным друг с другом. Первый период – 1970-80 годы, второй – 1990-е и по настоящее время.
В.Ф. Папко за 50 лет трудовой деятельности отобразил в творчестве своё время и отразился в нём сам, как художник, найдя своё собственное место в русском искусстве. Так стихотворение «Последние свидетели» кубанского поэта Виктора Деревянко во многом родственно творчеству художника:
...Уходят ветераны-старики…
За ними вслед колонна за колонной,
Дистанция протянутой руки,
Идут бойцы второго эшелона.
То дети повзрослевшие войны,
Чьё детство чёрной свастикою смято,
Любимые дочурки и сыны –
Бесценный тыл советского солдата...
ВОЙНА ВОШЛА В ИХ ЖИЗНИ НАВСЕГДА
Валентин Федорович Папко из поколения детей войны. Он родился 20 сентября 1939 г. в станице Новоминской Краснодарского края. Отец – Папко Федор Андреевич (1911 – 2000 гг.) - на фронт пошел в первые дни войны. В мае 1942 г. участвовал в Харьковском сражении, оказался в плену у немцев, находился в лагере военнопленных в Германии. Домой вернулся в 1946 г., работал водителем на консервном заводе в ст. Новоминской. Мать – Папко Нина Ивановна (1918 – 1994 гг.) - до войны работала в зерносовхозе станицы Новоминской. Во время войны Нина Ивановна заболела тифом, чудом осталась жива, так как лечения и помощи не было. Чудом было то, что 3-х летний Валентин, постоянно находившийся с матерью, не заразился и не заболел. После освобождения станицы Нину Ивановну забрали в медицинскую часть, оказали посильную помощь. Военный врач, осматривая мальчика, очень удивлялся счастливому случаю спасения обоих. Когда стало возможным перемещение по краю, Нина Ивановна с сыном переехала в Тихорецк к своим родителям. Добираться пришлось несколько дней на перекладных. Её трёхлетний Валентин бегал на остановках за кипятком для слабеющей матери и развлекал попутчиков фольклорными песнями, созданными безымянными авторами во время войны:
- Я буду хорошо питаться
И есть, что кисло и что сладко -
Всё, что не могу терпеть,
Лишь бы только потолстеть.
В Тихорецке благодаря заботе родителей здоровье Нины Ивановны улучшилось. Валентин находился на попечении деда Ивана Алексеевича, который работал в Тихорецком зерносовхозе. В воспоминаниях мальчика остались: пасека, мёд, поездки верхом на лошади и его любимая песенка. Нина Ивановна была большой рукодельницей, своему 3-х летнему сыну она сшила из хромовых сапог отца, подаренных ему до войны за высокие трудовые показатели, маленькие сапожки, настоящую военную портупею и фуражку. В гимнастерке и такой амуниции Валентин чувствовал себя настоящим солдатом, готовым идти на фронт за отцом.
Во время войны на призывном пункте постоянно шел набор молодых ребят на фронт, об этом говорили дома взрослые. Валентин хорошо запомнил, как в 1944 г. они с матерью пошли провожать 17-летнего родственника. Будущие солдаты - призывники разместились у уцелевшей стены разрушенного дома, и пока шла перекличка и сборы, эта стена вдруг обвалилась на тех, кто находился рядом. Ребят раскапывали, живых отвозили в госпиталь. Всюду крики, кровь, плач родных. На 5-летнего Валентина это зрелище произвело неизгладимое впечатление, он пережил такое потрясение, что его сборы на войну сразу закончились, и больше он об этом не говорил. В памяти мальчика остались мамины рисунки цветными карандашами красочных джунглей, где зелёные пальмы, озаренные лучами солнца, как магнит притягивали взгляд. Он часто вспоминает эти первые вдруг возникающие ощущения красоты, когда в комнате и на душе становилось тепло и радостно.
Ещё одним ярким воспоминанием осталось необъяснимое природное явление - 8 мая 1945 г. В тот вечер закат солнца был особенно ярким. На небе - ни облачка, ни ветра. Всё притихло. Люди вышли на улицу и смотрели, как на небе появились большие радужные шары. Они подпрыгивали, как в танце. А 9 мая передали, что закончилась война. В 1946 г. возвратился отец, и семья вернулась в свой дом в станицу Новоминскую. Начиналась мирная жизнь.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ
В первый класс Валентин Папко пошёл в станице Новоминской в 1946 году. К тому времени он уже хорошо рисовал цветными карандашами, легко мог сделать копии с репродукции картин известных художников, которые находил в журналах. Отец видел, что у сына тяга к рисованию и выписывал через посылторг настоящие масляные краски, что значительно расширяло художественные возможности. О выборе профессии тогда ещё не задумывался, как говорится: «Всему своё время». Художник вспоминает момент из жизни, который многое в нём изменил. Валентин учился в 3 классе. Зима в тот год началась сразу с заморозков, без снега. Ухабистая станичная улица, разъезженная лошадьми, застыла твердыми комьями, будто сталактиты выросли из земли. На окраине станицы всё лето стоял цыганский табор, и в этот год он еще не успел сняться в путь до заморозков. В один из дней Валентин услышал пронзительный женский крик и выбежал на улицу. Босая молодая цыганка бежала по мёрзлой земле, прыгая по кочкам и пытаясь увернуться от ударов плети бегущего за ней цыгана. Очередной взмах плети настигал бегунью, вскрикивающую от боли. Станичники стояли у своих домов, не решаясь вмешиваться. Возбуждённый и растревоженный от увиденного, Валентин пребывал в непонятном для самого себя состоянии. С одной стороны, он на себе ощутил страдания и боль женщины и ему искренне было её жаль, а с другой – ему очень захотелось нарисовать это на картине. Такое чувство возникло впервые, но юноша потом никак не мог от него избавиться. Пробовал изобразить эту сцену карандашами, красками, но ничего не получалось. Картина стояла перед глазами и не исчезала: цыганка с распущенными волосами, яркая юбка, порыв, движение, страх, гнев, боль - всё было почти осязаемо, но перенести на бумагу и холст не получалось. Возможно, тогда и зародилось желание постигнуть секреты художественного мастерства.
ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ
Так вышло, что постигать профессию Валентин Папко начал далеко от дома, в Пензенском художественном училище им. Константина Савицкого, куда поступил в 1957 г. А пару лет спустя перевёлся в Краснодар в связи с женитьбой.
Окончив с отличием Краснодарское художественное училище, в этом же, 1963 году, поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), на факультет монументальной живописи. Это было то, о чём художник мечтал.
К тому времени Валентин уже был женат и имел сына. Свою любовь он встретил в своей же станице Новоминской в 1960 г. Лида, так звали девушку, на которую Валентин обратил внимание, уже окончила торговый техникум и работала в магазине. По мнению станичников, слыла строптивой и неприветливой, потому Валентина отговаривали со всех сторон, советуя найти ласковую и покладистую. Но что-то внутри подсказывало юноше, что именно такая ему нужна.
Спустя годы, уже став человеком мудрым, он понял, что выбор жены был самой главной удачей в жизни. 15 августа 1961 г. сыграли свадьбу в станице Новоминской, которая в этот год отмечала 140 лет со дня основания. Так история связала молодых незримой нитью с историей станицы, чтобы потом вписать имя заслуженного художника РФ Папко Валентина Фёдоровича в свою славную историческую летопись.
ЧТО НАЗНАЧЕНО, ТО И СБУДЕТСЯ
Как ни оттягивал художник армейскую службу, стараясь со свежими знаниями поступить в московский вуз, с первого курса его всё-таки призвали в армию. Служил 2 года в Кронштадте старшим матросом в 1-м Балтийском флотском экипаже.
К художникам в армии всегда относились уважительно, ведь оформительские работы требовались везде. Валентин Фёдорович вспоминает: «Днём, как у всех обычная (строевая и учебная) служба, а вечерами приходилось оформлять клуб. Этюды тоже писал, но это уже ночью. Там ведь белые ночи, можно долго работать.
Писал однажды этюд и как-то случайно под руку попался лист из журнала «Огонёк» со статьёй о художнике Гелии Коржеве. Разве мог тогда подумать, что, вернувшись после армии в институт, попаду в мастерскую прославленного художника СССР Гелия Михайловича Коржева (1925-2012 гг.), которому до сих пор бесконечно благодарен».
Валентин Папко навсегда унаследовал философию своего учителя: писать то, что хочешь и то, что можешь. Он живёт стремлением отдавать больше, чем брать, оставаясь верным заветам Гелия Михайловича. Слова учителя, сказанные выпускнику Валентину Папко, врезались в память: «Я желаю Вам долго прожить и написать одну хорошую картину». Молодой художник был удивлён, почему картину писать, ведь он же монументалист. Но время многое изменило в жизни художника, и теперь он пишет станковые работы на холстах.
Курсовые эскизы и дипломную работу Валентин Папко выполнил на «отлично». Позднее они были использованы в его монументальных работах на родной Кубани. С 1968 г., будучи студентом, принимал участие в Международных выставках молодых художников в Варшаве и в Будапеште.
ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ
В 1970 году с дипломом престижного столичного ВУЗа, хорошо подготовленный, обладавший подлинным мастерством, художник Валентин Папко, вернулся в Краснодар. Начав работать в Краснодарском производственно-творческом комбинате, он сразу заявил о своих знаниях передовых технологий, наличии практических навыков и был полон новых идей. Универсальный художник был востребован в период бурного развития города: в начале 1970-х Краснодар превращался в современный университетский город, культурный центр Юга России. Валентин Папко получал заказы на оформление сначала районных домов культуры, а затем выполнял престижные монументальные работы в быстро растущем Краснодаре.
Эскиз к первой монументальной работе «История нефти» был предложен на рассмотрение уже в 1970 году, в Дом культуры Хадыженска. Золотисто-коричневая цветовая гамма эскиза и близкие иконе композиции вызвали недовольство у руководящих работников города, которые обвинили художника в пропаганде религии. Только благодаря волевому решению второго секретаря Апшеронского райкома КПСС Моревой Марии Петровне (1926-2008 гг.), согласовавшей эскиз, художник приступил к работе, но смог выполнить только 1/3 часть (фрагмент «Сообщение ТАСС», площадь 20 кв. м.). Работа была приостановлена по идеологическим соображениям и решению большинства партийных членов комиссии.
Затем было панно «Наука и искусство» (1973 год) в технике «жёсткого гобелена» (площадь 120 кв. м. из трёх частей) в Доме культуры КНИИТИМ города Новокубанска («Актёр», «Театр»).
Еще, будучи студентом 3 курса «Строгановки», Валентин Папко привёз в свою станицу Новоминскую эскиз Мемориального комплекса Боевой Славы, который был одобрен и при поддержке Переверзева Ивана Николаевича (1928-2008 гг.) и начальника управления культуры крайисполкома Шапиро Марины Михайловны (1923-2020 гг.), работа была выполнена в 1969-70 гг.
Мозаичная стена из керамики размером 5 м. x 25 м. расположена в центре станицы, где проходят все торжественные мероприятия. В 1975-1977 гг. в ст. Анастасиевской на фасаде административного здания (бывшее правление колхоза, а ныне «АО Анастасиевская фирма Агрокомплекс им. Н.И. Ткачёва») выполнена мозаичная керамика «Председатель», размер 6 x 6 м. Рождению эскиза послужил фильм «Председатель» с участием актёра Михаила Ульянова в главной роли. Валентин Папко хотел показать фигуру человека энергичного, активного, в динамике. У него это получилось. Слева – крестьяне, женщина с ребёнком держит в руках снопы собранного риса. Земли, окружающие станицу Анастасиевскую, входят в состав колхозов, занятых выращиванием риса, который в 1960-1970 гг. был провозглашён «белым золотом Кубани».
В 1974-77 гг. Валентин Папко во Дворце культуры Ейска выполнил грандиозную роспись по истории книгопечатания «Книга. Время. Люди» (площадь 100 кв. м. 28 м x 3,5 м). На 28 метровой по длине росписи художник воспроизвёл масштабные и драматические сцены приобщения славян к книжной мудрости, безупречно воссоздав образы Кирилла и Мефодия, создателей старославянской азбуки. В этой работе автор применил древнейшую технику живописи – энкаустику. В этой технике (сочетание горячего и негорячего способов) писали ранние иконы. Главным связующим веществом красок является воск, отчего роспись долговечна и не теряет цвет. В этой росписи были использованы эскизы с его курсовых работ «Крестьянка», «Раздел земли», «Рабфак». Валентин Папко вспоминает об этой работе с радостью. Эскиз утверждал Первый Секретарь Ейского Горкома КПСС Меняйлов Николай Иванович и любые вопросы по его распоряжению решались без промедления. Начальник управления культуры города Сенюкайц Людмила Алексеевна с большим интересом наблюдала за ходом выполнения работ и оказывала содействие художнику.
ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ
К созданию своего главного, как показало время, монументального произведения – грандиозной мозаики на стене Краснодарского Дома книги «Я вызову любое из столетий» - Валентин Папко был уже готов. Сочетая элементы иконографических программ древнерусской иконы, художник повествует об истории книгопечатания на Руси и развития книги как главного хранителя информации. Титаническая фигура первого книгопечатника Ивана Фёдорова, прижимающего к груди книгу, представлена в образе Прометея. Смальтовая мозаика – материал дорогой, но вместе с тем практически вечный и торжественный. В 1970-х годах Валентин Папко первым завёз этот материал в Краснодар и начал с ним работать. Почти 50 лет это монументальное произведение, размером 19 м. x 34 м., является украшением и визитной карточкой Краснодара. Валентин Папко с любовью и гордостью почти полвека проходит мимо своего творения, ещё раз убеждаясь, что без Божественного промысла ничего не происходит.
Возвращаясь к истории создания мозаичного панно из смальты «Я вызову любое из столетий», Папко вспоминает, как в 1974-1977 гг. шло бурное строительство Дома книги (по проекту архитектора Альберта Якименко). Художники Александр Аполлонов и Валентин Папко включились в работу по эскизам фасада и интерьера. Работа Александра Аполлонова с внутренним интерьером входила в состав проекта. Об украшении фасада вопрос не стоял. Но художник-монументалист был в творческом порыве и по собственной инициативе готовил эскизы. Архитектору Якименко эскиз фасадной части, выполненный Папко, понравился, но он посчитал его невозможным для исполнения, так как мозаика из смальты хотя и качественный материал, но дорогой. Эскиз оставался в мастерского художника. В это же время Валентин Папко был занят другой работой по заданию Крайкома партии: готовил эскиз мозаики на площадь Труда. В назначенный день, 1 апреля 1974 г., он прибыл с огромным эскизом на картоне (3 м. x 3 м.) в Крайком для его представления членам комиссии, которые долго обсуждали и не приходили к единому мнению. Художник собрал габаритный эскиз и перед уходом вполне серьёзно сказал: «В мастерскую художника это было бы лучше смотреть. Даже Папа Римский не гнушался приходить к художникам в мастерскую». На что Иван Павлович Кикила (секретарь Крайкома КПСС по идеологии) ответил: «Четвертого апреля я к Вам приду». Тогда Валентин воспринял это как первоапрельскую шутку. Мастерская художника находилась в Троицком храме на ул. Фрунзе. И каково же было его удивление, когда 4 апреля к Троицкому храму сначала подъехала милицейская машина, а потом крайкомовская «Волга». Главный идеолог края И.П. Кикила вместе с секретарём Горкома партии Л.И. Сидоренко и будущим директором Дома книги Сахаровым поднимались в мастерскую художника на колокольню храма. Валентин Папко был искренне рад такому визиту и показывал все свои работы. Эскиз для фасада Дома книги сразу привлёк внимание главного гостя. «Это будет работа № 1», - сказал Иван Павлович утвердительно. Вот так неожиданное решение стало стартом к началу работ без предварительных смет и дополнительных согласований. В 1977 году, когда работа была завершена, всё ещё не был решён вопрос с оплатой, т.к. не определён заказчик и не подписан акт выполнения работ. И опять всё решил случай. В один из приездов в Краснодар гостей из Москвы, член ЦК КПСС, проходя мимо мозаичного панно, сказал: «Такого в нашей стране нет». Это оказалось достаточным, чтобы все вопросы с документацией и расчётами с «Краснодарским художественным творческо-производственным комбинатом» были произведены в кратчайшие сроки.
Истории в жизни художника возникали разные, но он всегда шёл своей дорогой, не искал обходных путей. В.Ф. Папко искренне говорит: «Я был совершенно свободен. Делал всё, что хотел и всё, что мог. Но всегда чувствовал заботу и попечение Всевышнего».
В начале 1980-х годов, в станице Темиргоевской, Валентин Папко выполняет мозаику из смальты «Учительница» (6x9 м.) на фасаде гимназии. Это тематическая композиция, где в центре помещено изображение учительницы в окружении школьных предметов. Надо сказать, что профессия учителя в Советском Союзе была одной из самых уважаемых. Школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, но и воспитывать учащихся в духе нравственности.
В 1979-80 гг. в Усть-Лабинске на сахарном заводе «Свобода» была выполнена смальтовая мозаика «Чиновники. Мечта. Свобода» (5 м. x 15 м.). Когда художник показал эскиз молодому директору завода, тому эскиз очень понравился, и было решено поместить мозаику в варочном цехе, куда чиновники заходят редко. Если бы этот эскиз был представлен на широкое обсуждение, то, скорее всего, он бы не прошёл. В результате оказалось, что эта работа очень хорошо сохранилась под покрытием плёнки, образовавшейся от испарений при варке сахара. Блестит, как новая, и современна на все времена своим сюжетом: чиновники с нимбами над головой –символом святости- сидят за круглым столом с завязанными глазами и голосуют.
В самом конце восьмидесятых годов Валентин Папко выполнил мозаики и росписи в Тимашевском музее семьи Степановых. Работы в Краснодарском Доме книги и музее семьи Степановых – это вершины творчества В.Ф. Папко в области монументального искусства. Музей семьи Степановых спроектирован ленинградским архитектором, заслуженным архитектором РФ, членом-корреспондентом Академии архитектурного наследия Валентином Александровичем Гавриловым (1938 г.р.). Девять мозаичных панно, размером 3,2 м. x 6 м. на фасаде, выполненных Валентином Папко из смальты, отражают трагические события из жизни семьи Степановых. Девять выступающих пилонов образуют чёткий, торжественный ритм, подобающий мемориальному музею. Внутренний интерьер художник Валентин Папко выполнил в холодной, преимущественно синей цветовой гамме. На центральной стене расположена роспись «Распятая Кубань» (размер 4,3 м. x14 м.). В центре композиции образ-знак в форме распятия. Это не только рассказ о матери, вырастившей и потерявшей в жестокой войне девятерых сыновей, но и о русском народе, пережившем самое тяжелое испытание ХХ века.
В.Ф. Папко вспоминает: с какими трудностями пришлось столкнуться ещё на этапе согласования эскиза. Бюро райкома партии были категорически против росписи «Распятая Кубань», и только один Александр Александрович Чернышенко, в то время председатель Тимашевского райисполкома, настаивал на утверждении этой работы. Жизнь так распорядилась, что с 2012 года он стал руководителем этого музея. И только после утверждения эскиза учёным советом в Краснодаре было получено согласование и разрешение на выполнение работ.
В 1989 г. Валентин Папко закончил декоративное оформление интерьера Дворца торжественных обрядов в станице Новоминской. Это был ещё один уникальный эксперимент с материалами. В 1987-88 гг. он сотрудничает с мастером декоративно-прикладного искусства Раисой Калининой. Для нескольких больших гобеленов он делает эскизы и картон в натуральную величину, на которых определяет и цветовую гамму, и фактуру. Три гобелена на казачью тему, размером 2 м x 3.5 м., стали украшением банкетного зала. Темперная роспись 200 кв. метров на тему свадьбы, семьи, любви, взаимосвязи поколений представлена сюжетными композициями: «Сваты. Совет да любовь. Невеста. Молодые и старики. Праздники и будни». Для станицы Новоминской Дворец торжественных обрядов, построенный в 1970 году, стал предметом гордости. Молодые со всей округи захотели именно здесь проводить торжественные церемонии бракосочетания. Увы, новое время не пощадило уникальное творение, оставив глубокую печаль в сердце художника. Красивейшее здание не функционирует, и доступ для жителей станицы закрыт. Что стало с темперной росписью по левкасу - неизвестно.
Испытания временем претерпела и ещё одна работа 1975-77 гг., выполненная мозаикой из керамики в станице Анастасиевской, в интерьере Дома культуры. «История моей страны» (3,5 м. x 20 м.). Панно закрыто фанерно-гипсовой панелью. Это единственное выставочное мозаичное произведение, представляющее юг РСФСР в книге «Монументальное искусство СССР» (изд. «Советский художник», г. Москва, 1978 г.).
В 1981 г. художник выполнил роспись с рельефом «Будущие агрономы» (3 м. x 6 м.) в интерьере Кубанского сельскохозяйственного института.
В 1980-1982 гг. в станице Брюховецкой на здании общеобразовательной школы была создана мозаика из смальты «Егорка-летун. Мечта» размером 12 м. x 12 м. Тогда директор школы сам приехал в Краснодар, нашёл художника и предложил ему работу: очень ему хотелось украсить здание школы в станице.
В 1995 г. Валентин Фёдорович Папко выполнил ещё одну монументальную работу - мозаику из керамики «Поединок» (размер 4,5 м. x 18 м.) в г. Краснодаре, в интерьере Детско-юношеской спортивной школы, ГБУ, ул. Енисейская.
СМЕНА ЭПОХ
Жизнь Валентина Папко всегда была посвящена монументальному искусству (самому сложному из всех видов изобразительного искусства), поэтому она состояла из постоянных трудностей. Часто нужно было бороться с заказчиками, чиновниками, объяснять им преимущество монументальных техник над станковой живописью.
1990-е годы стали испытанием для художника-монументалиста. Его профессиональное образование и опыт перестали быть востребованными обществом, цениться, и наступила суета с её стремлением к успешности любой ценой. С переходом к рыночной системе отношений в нашей стране произошли изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и в культуре. Формировалась новая модель художественного сознания. Принять новое для сложившегося художника оказалось делом не простым. Но, «если Бог хочет помочь человеку, он пошлёт ему человека». По приглашению Горловой Ирины Ивановны, ректора Краснодарского Государственного университета культуры и искусств, В.Ф. Папко был принят профессором-преподавателем монументального искусства в Художественно-промышленную академию. Это стало новой вехой в творчестве художника. Слова его учителя Гелия Михайловича Коржева оказались пророческими, и сам того не ожидая, Валентин Фёдорович Папко творчески осмысленно «повернулся» к станковой живописи.
В 2012 г. заказ на монументальную работу в историко-краеведческий музей им. Полетаева в г. Туапсе В.Ф. Папко уже, будучи профессором, готовил вместе со студентами. Панорама «Туапсинская оборонительная операция» представлена в интерьере музея на двух стенах и потолке. Роспись 90 кв. метров выполнена темперой на стене. Для художника-монументалиста эта работа стала большой радостью, ведь и сегодня В.Ф. Папко о своём творчестве говорит так: «Считаю себя художником-монументалистом, а этот вид искусства не терпит фальши и лицемерия. Он отражает времена, события, людей. Каждая работа должна быть посланием в будущее. Автор должен нести в себе и боль, и сопереживание, и сострадание».
Валентин Папко - человек из народа, работает для народа, он не может быть другим, пока на земле существует общественная драма – конфликт добра и зла. На своих творческих встречах рассказывает: «Ложусь спать с мыслями написать красивую лирическую картину, чтобы и глазам, и сердцу радостно было, но часов в 5 просыпаюсь с другой картиной перед глазами. И ничего с собой поделать не могу. Иду и пишу, вернее рука сама это делает».
Композиционное мастерство и многолетний опыт художника-монументалиста и автора тематических картин, знание исторических реалий и колористическая одарённость, помогли ему к собственному восьмидесятилетнему юбилею собрать свои выстраданные сюжеты в грандиозную панораму-реквием «Муки и радости России (2019. Холст, темпера, 2,5 м. x 7,0 м.).
Юбилейная выставка Валентина Папко к его 80-летию, планируемая в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко на весну 2020 г., не состоялась по объективным причинам, связанным с пандемией. Она открылась только в 2021 году в «Художественной галерее «САНТАЛ» и работала с 22 июня по 30 сентября 2021 г. Наименование выставки произошло от названия картины «XX век. Муки и радости России», посвящённой восьмидесятилетию начала Великой Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны – главная в творчестве художника. Его картина «Дважды убитые» (2021 г., Холст, масло. 174 см x 214 см.) повествует об исторической памяти как философской и нравственной категории. Людской поток «Бессмертного полка» противостоит силам, готовым переписать историю. Эта картина стала правой частью диптиха «Первый день войны стал первым днём победы». Левая часть «Даже не снилось. 22 июня 1941 г.» (2011. Холст, масло, 174 см. x 214 см.) написана 10 лет назад и хорошо известна по публикациям в разных изданиях. Художник обращается к самым первым, трагическим дням войны, когда немецкие самолёты, несущие смерть, готовы сбросить бомбы на спящую молодую семью.
Папко запечатлел в своих работах самые сложные, неоднозначные, трагические и радостные события мировой истории и культуры. От истории книгопечатания до гражданской войны в России, от событий Великой Отечественной войны до перестройки и сегодняшнего дня. Художник чутко реагировал на все значимые проблемы ХХ-ХХI века. Творчество В.Ф. Папко – это симптом нашего времени. Он говорит о двусмысленном состоянии современного мира.
Валентин Папко, как человек и гражданин, испытывающий потребность в восстановлении связи с прошлым, со своими корнями, убеждён: «Какие бы острые социальные потрясения общество не переживало, в конечном счёте связь поколений восстанавливается. Надо жить и работать несмотря ни на что и продолжать дело, которому посвятил всю жизнь». Его пожелание всем нам остаётся неизменным: «Любите свою землю, свою Родину, историю. Не может страна жить без любви и патриотизма».
В.Ф. Папко – коренной кубанец в третьем поколении, 50 лет своим трудом пополняет сокровищницу культурного фонда страны. Такие люди – золотые зёрна земли кубанской и главное богатство России.
Директор Краснодарской художественной галереи «САНТАЛ» Нина Стрижова