И мужество вас не покинет
«Не для войны рождаются мужчины,
а для того, чтоб не было войны»
Сергей Островой
Выставка посвящена мужскому началу в истории и культуре России и Кубани второй половины ХХ – началу ХХI веков. Для экспозиции отобраны работы, которые несут в себе дух патриотизма, воинской доблести и чести и одновременно воплощают в себе идею необходимости защиты мира на земле. «Художники – это миротворцы», – так определяет Н.А. Стрижова свою человеческую и гражданскую позицию. «Будет ли жить планета Земля или нет – зависит от мужчин. О силе любого государства можно судить по состоянию мужского населения. Главная сила мужчин не в мышцах, а в мыслях, в их способности обуздать воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания, обеспечить безопасную жизнь детям, защитить женщин, помочь старикам», –эта ее мысль и определяет идею выставки.
В экспозицию вошли тематические картины, портреты и автопортреты, ДПИ, в которых в той или иной форме воплотилась героическая концепция сохранения и преумножения мужественности на земле. Героико – символическая композиция заслуженного художника РФ А.М. Зайцева «Святая Русь» (1990 г.), созданная в переломную для страны эпоху, по-своему интерпретирует имперскую идею единства самодержавия, православия и народности. В картине заслуженного деятеля культуры Кубани И.Я. Коновалова (1919-2013 г.г.) «Окопные сны» (1970г.) образ юного солдата, спящего в окопе, создан иначе: без патетики, лирически, и образ матери, возникающей у его изголовья, отождествляется с Богородицей – заступницей.
Все портретное искусство на выставке можно разделить на несколько частей: портреты выдающихся деятелей культуры России, автопортреты и портреты ветеранов Великой Отечественной войны. Следует выделить «Портрет академика Д.С. Лихачева» (2006) майкопского художника А.В. Россошанского (1928-2010), «Портрет писателя Лихоносова В.И.» (2000)заслуженного художника РСФСР В.И. Сидорова (1922-2010).
Самый ранний автопортрет на выставке принадлежит старейшему кубанскому художнику П.Н. Ружейникову. Датированный 1938 годом, он несет в себе энергию создания образа созидателя нового мира. Чем-то похожий на Владимира Маяковского, молодой Петр Ружейников видит себя человеком эпохи Возрождения, которая предложила миру представление о значимости человеческой личности. Он оптимист, верящий в возможности человека, его разума как действенной и преобразующей силы.
Героико-патриотическое содержание в большей степени выражено в парадных портретах и автопортретах. Художники изображают себя на рабочем месте, у мольберта. А известный кубанский поэт Иван Варавва представлен В.И. Сидоровым как удалой казак в черкеске с газырями и папахе. Раскрытие внутреннего мира, стремление показать светлые стороны человека сочетается с раскрытием его общественного лица. В этих работах утверждается идея социальной значимости художника, писателя в жизни общества, понимание творчества как служение людям.
И в жанре камерного, психологического портрета нередко присутствуют черты репрезентации, усиливающей героический пафос. Именно такой автопортрет заслуженного художника РСФСР Г.В. Булгакова (1916-2011). Мужчины – художники в автопортретах предстают в сочетании индивидуальных и социально значимых качеств и черт. Их образы выражают идеал творческой личности. Они видят себя людьми глубокого и тонкого интеллекта, натурами поэтическими и при этом гражданами своей страны, чьи индивидуальные судьбы неразрывно связаны с важнейшими событиями истории и современности. Из этой серии картины заслуженного художника РФ Б.И. Воронкина «Отец» (1970 г.) и «Автопортрет с фотографией отца» (2005 г.). Образ отца, который воевал на Первом украинском фронте, участвовал во взятии Берлина, затем Праги и окончил войну в Вене и ни разу не был даже ранен – один из важнейших в творчестве художника. Погрудный портрет отца выполнен в академической манере, позволяющей создать образ человека волевого, решительного и твердого. А автопортрет на фоне Кремля, с фотографией отца на груди был задуман и осуществлен за несколько лет до того, как по Красной площади на 9 мая впервые прошел «Бессмертный полк» – потомки участников Великой Отечественной войны.
В экспозицию вошла целая серия психологических портретов ветеранов Великой Отечественной войны. Художники видят в ветеранах подлинных патриотов родной земли, заслуживших право на бессмертие. Образы мудрых стариков, ставших на склоне лет подлинными философами представлены в работах майкопского живописца В.М. Мехеда «Портрет старика» (1955 г.), заслуженного работника культуры Кубани В.И. Бирюкова «Портрет старика» (1988), заслуженного художника РА П.Г. Амасьяна «Портрет старика» (1988), заслуженного художника РСФСР Сидорова В.И. «Портрет старичка» (1970г.). Художники создают образы мужчин, проживших долгую жизнь и сохранивших чувство человеческого достоинства. Перед лицом вечности они обрели глубокое понимание смысла жизни.
Подлинной жемчужиной выставки явились символические работы Ю.М. Сташа – признанного майкопского дизайнера. Обращаясь изначально к фольклору, он создает произведения, в основе которых – важнейшие современные социокультурные проблемы человечества. Многие его работы воспринимаются как призыв людей к миру во всем мире. На выставке представлен макет Земного шара «Планета земля» (2006), выполненный в уникальной технике вязания.
Выставочный проект «И мужество вас не покинет» подводит своеобразный итог 25-летней деятельности «Художественной галереи Сантал». Он объединяет в себе творчество ведущих художников Кубани и Республики Адыгея, несущих нам послания о мире и войне, о трагедии и радости, о месте человека во Вселенной, о главной роли мужчины: быть защитником Родины. Он так же свидетельствует о важнейшей задаче культуры – направить великую созидательную энергию человека на поддержание мира на Земле.
Член АИС Татьяна Соколинская