Лучше гор могут быть только горы

10.12.2021.

Впервые в русской культуре Кавказ возник на живописных полотнах или в поэзии в эпоху романтизма, да так и остался до сих пор символом романтического, возвышенного отношения к жизни. Уже тогда у художников и поэтов возникло чувство, что горы имеют над людьми особую власть.  Эта мысль и в основе творчества Николая Рериха, покоренного величием Гималаев.

Сейчас горы манят к себе не только живописцев, поэтов, горных туристов и альпинистов, но и ученых: географов, экологов, геологов, климатологов, которые выяснили, что около 50% всего биоразнообразия находится в горах и что примерно половина человечества зависит от различных ресурсов, которые ему предоставляют горы. У мечтателей и поэтов при созерцании горных ландшафтов рождаются мечты о свободе, художники создают пейзажи, в которых стремятся передать свое восхищение абсолютной красотой. Горные туристы и альпинисты обретают там силу духа, мужество, верующие находят в горах Бога. Именно здесь – источники целебной пресной воды, полезные ископаемые, экологически чистая агрикультура. Храм и мастерская, два в одном. Место силы, как сказал бы Карлос Кастанеда. И действительно, горы – это географические зоны, обладающие значимыми для людей энергетическими полями.  Горные ландшафты сложно приручить: трудно строить и эксплуатировать плотины, заниматься сельским хозяйством. Природа здесь всегда своенравная, дикая и постоянно будет испытывать человека на выносливость. Не удивительно, что в СССР авторская песня (своего рода эпос интеллигенции ХХ века) родилась во многом в туристических горных походах, где раскрывались истинные человеческие качества. Не все туристы были музыкантами и поэтами, но все знали: хочешь очиститься – поезжай в горы. И многие хотя бы на время становились философами, размышляющими как Пауло Коэльо:

«Мы рождаемся, страдаем, умираем, а горы стоят неколебимо».

Вооружившись этими знаниями о горах, становится ясным, почему художники выбирают именно горные пейзажи.  Среди краснодарских авторов заслуженный художник РФ Сергей Дудко (1948-2019) и его дочь Людмила Александрова, а также Николай Райбац известны в России преимущественно как мастера горных пейзажей. Отец и дочь отправлялись на пленэр не только на Кавказ, но и в Гималаи, остальные пишут кавказские и крымские виды.

У Сергея Дудко любовь к горам возникла в юности. Еще в студенческие годы он ходил в походы, писал акварели, на которых помимо ландшафтов часто изображал снаряжение альпинистов и горных туристов. От этого пахло запахом костра, вспоминались песни Визбора. Позже он возмужал, романтические туристические настроения сменились зрелым философским взглядом на мир. Этому способствовали не только многочисленные походы с группами альпинистов на самые высокие и сложные вершины Европы и Азии (К-2, Эверест, Эльбрус), но стремление передать и осмыслить свое созерцательное настроение, рожденное вечной красотой гор. Он останавливался на высоте 3 километра (выше – краски застывают) и писал репрезентативные портреты горных вершин. И любой альпинист, пришедший на выставку, легко узнавал их, не глядя на этикетки. Эльбрус был его любимой горой, которую он писал десятилетиями, с разных ракурсов, точек зрения.

Заслуженный художник РСФСР Г.А. Булгаков (1916-2006) – крепкий реалист, мастер жанровой картины, натюрморта, портрета и пейзажа представлен двумя работами на картоне 1970 года «В горах Кавказа» и «Предгорье Кавказа». Художник демонстрирует свое умение работать как в этюдной манере, так и создавать станковые картины, наполненные эпическим звучанием. Кавказ в его представлении может быть лиричным и монументальным, в зависимости от точки зрения автора.

Среди горных пейзажей М.В. Архангельского (1937 – 2006) – Крым, Греция, Болгария, но любимым местом его жизни и творчества являлся маленький поселок Детляжка в районе Большого Сочи. Один из основателей современной южно-российской пейзажной школы, пропитанной солнцем и светом и тяготеющей к наследию французского постимпрессионизма, Архангельский видит Кавказ гедонистическим, курортным. Он – созерцатель земной красоты, данной Богом для людей, поэтому прообразами почти всех его горных пейзажей является образ библейского райского сада, в котором Адам и Ева еще ничего не ведают о добре и зле.

Иван Захаров (1936-2019) известен своими жанровыми композициями на литературные темы. Особенно его волновали образы двух русских поэтов, на творчество которых горы повлияли весьма значительно. Речь идет об Александре Пушкине и Михаиле Лермонтове, которых художник изображал на фоне Кавказских гор, бурных рек, в окружении других персонажей – казаков, черкесов, лошадей.  

Андрей Акатьев видит горы цветными, мажорными, сверкающими всеми красками земли.  Эти горы наполнены жизнью. Здесь пасутся лошади и стада овец, текут стремительные горные реки.  Приемы аксонометрии, которые использует художник, позволяют увидеть горные ландшафты словно с точки зрения полета птицы (или дрона).  Каждый из пространственных планов насыщен энергетикой цвета, света и тени. Картина «Июль. Эльбрус» (2020), представленная на выставке, написана в мастерской с акварельного этюда, который в свою очередь был создан на высоте 3 тысячи метров в Приэльбрусье. Художник говорит:

«Стараюсь писать близко к натуре, передавая состояние природы в то или иное время суток и время года. Надо писать верно, чтобы и чувство передать, и правду сохранить. Часто во время работы я вспоминаю моего любимого поэта Тютчева:

Хоть я и свил гнездо в долине,

Но чувствую порой и я,

Как животворно на вершине

Бежит воздушная струя…»

Любимый сюжет в творчестве Николая Райбаца: это Баксанское ущелье в Приэльбрусье – самое знаменитое и живописное в Центральном Кавказе. Это и место рождения, и творческая Родина. Райбац родился в самом высокогорном городе Российской Федерации – Тырныаузе Кабардино- Балкарии, куда вернулся после окончания Краснодарского художественного училища и жил до 1985 года.  У художника богатое спортивное прошлое – альпинизм и скалолазание, так что горы он знает лучше многих других, знает душу гор, изменчивую и суровую. Райбац создает эпические пейзажи-картины, в которых передает не свой минутный восторг, как это делают многие другие, а запечатлевает время, которое равно вечности. Для художника Эльбрус - это как для любого японца гора Фудзияма, к которой любой житель Страны Восходящего солнца приходит хотя бы раз в жизни, чтобы поклониться ей.  

«Все хорошего, что было у меня в жизни, мечты моей молодости – все связано с горами»,- говорит Райбац.

Творчество заслуженного художника РФ В.Ф. Папко многопланово и многогранно. Ведущий на Кубани монументалист, работающий в техниках мозаики и стенной росписи, автор больших станковых тематических картин, он в пейзажах сочетает элементы лирики и эпоса. Особенно это проявляется в горных ландшафтах, пропитанных солнцем и светом. Его картины – это гимн матери-Земле, ее богатству, плодородию. Художник    создает образ Кавказа как могущественного, полного жизни природного явления. Что-то языческое, античное присутствует в ландшафтах Папко. Так и хочется вспомнить, что именно к кавказским горам был прикован Прометей, подаривший людям огонь.

В.А. Сырятов – мастер лирического кубанского пейзажа, наследующего традиции реализма и импрессионизма. Его интересует скорее преходящее, чем вечное, поэтому он, как и гетевский Фауст, словно говорит:

«Остановись мгновенье, ты прекрасно.»

Свои работы он пишет быстро, сохраняя этюдную манеру, стремясь передать свое состояние, живое чувство. Горы – это только часть пейзажного наследия художника. Они более экспрессивные, эмоциональные, насыщены мощной пластической энергией.

Для заслуженного художника Республики Адыгея В.М. Мехеда (1924-1998) кавказские горы – это место молитвы. Его работы романтические, полные мистических откровений. В них всегда есть тайна, которую художник лишь иногда приоткрывает зрителям. Холодные синие, голубые тона создают атмосферу предвечерних сумерек, загадочных и возвышенных. По своей жизненной философии Мехед похож на древнего суфия, наделенного символико-аскетическим знанием природы и людей.

В отличие от Мехеда заслуженный художник РА П.Г. Амасьян (1922-2001) работает в эстетике, близкой экспрессионизму. Широкая манера письма, мажорное миросозерцание, теплый колорит, лиричность, декоративность, обращение к земному, а не небесному – так видит свою Родину художник из Майкопа. Она всегда для него – праздник жизни.

Молодая художница Л. С. Александрова, вслед за отцом, верна горной теме. Но она часто сочетает пейзаж с архитектурой, причем чаще это храмы. На выставке представлены картины, на которых буддийские ступы на переднем плане несут ту же мысль, что и горные вершины – на заднем плане. Высота человеческого духа равнозначна природной высоте. Это придает работам Александровой с одной стороны жанровый, с другой – метафорический характер. Ее интересует человек в пейзаже, его дела и помыслы, культурные артефакты. Она пишет не только Кавказ, но и Гималаи. Величественный Эверест показан на ее холстах с разных точек зрения: из Тибета и Непала.

Горные пейзажи чаще, чем степные и лесные, художники наполняют символико-метафорическим содержанием. Горы для них – это абсолютный верх, место духовной, неземной жизни. По фен-шую они ассоциируются с вершинами успеха, способными поддерживать человека, давать ему опору. Картина, на которой присутствуют горы и вода, является символом защиты жилища от негативных энергий, отвечает за человеческие взаимоотношения и здоровье.

Еще в романтической эстетике горные пейзажи   представлялись как портал между небом и землей. Эта точка зрения стала популярна и в современном искусстве. И современные российские авторы все чаще обращаются к этому жанру, в котором высота гор ассоциируется с возвышенными мыслями и чувствами в душе человека.

Член АИС Татьяна Соколинская