Нить жизни
Художник Георгий Савельевич Петросян – коренной краснодарец. Его родственники переехали в Екатеринодар в 1915 году, спасаясь от геноцида. В 1958 году Георгий окончил Краснодарское художественное училище, в 1965 году – Московский государственный Ордена Трудового Красного Знамени художественный институт им. В. И. Сурикова по специальности «станковая живопись». По распределению уехал в Петропавловск – Камчатский, затем вернулся в Краснодар. Член Союза художников РФ с 1994 г. Работы художника хранятся в Краснодарском художественном музее им. ФА. Клваленко, Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, частных собраниях Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга, Израиля.
Георгий Савельевич Петросян – из тех редких людей, которые живут только ради искусства. Уже после окончания училища, института, службы в армии, жизни в Москве и на Камчатке, вернувшись в Краснодар уже достаточно взрослым человеком, он открыл для себя Армению и посвятил ей свое творчество. А самое главное – в Ереване он познакомился с народным художником СССР Мартиросом Сарьяном, который стал для начинающего живописца Учителем в самом высоком смысле слова. Эта поездка во многом изменила не только его мировосприятие, но и палитру, которая, в противовес серо-коричневой «московской» гамме, насытилась цветом, идущим от кавказских ландшафтов Араратской долины.
Работы Петросяна 1970-1980 – х годов выпадали из политизированного советского контекста, поэтому членом Союза художников он стал лишь в 1994 году, когда ушли в прошлое химеры соцреализма. Художник противопоставил идеологическим аксиомам молитвенно-созерцательный взгляд на мир. В своем творчестве краснодарский живописец был прозрачен для стихий жизни и энергий Вселенной. Он полагал, что нельзя диктовать жизни, какой она должна быть, и ставил природу выше человека (то есть человека социального).
Художник создал свой миф об Армении – своей прародине. Наследуя традиции Сарьяна, творчество которого выросло из русского и западного символизма, Георгий сам погрузился в эстетику, культуру и образ жизни художников рубежа эпох. Он выбрал для себя путь монашеской аскезы, противопоставляя ее несколько разгульной жизни «бражников» - собратьев по кисточке. Зарабатывая себе на жизнь в Творческо-производственном комбинате, Петросян все свое свободное время проводил на пленэре, в Армении, где писал этюды, позднее, в мастерской превращающиеся в картины. Лирический, декоративный пейзаж, тематическая картина, портрет ( часто с элементами пейзажа) – вот основные его жанровые пристрастия.
Подобно Сезанну и русским художникам группы «Голубая роза», он отказывается от дифференциации изобразительных средств: линии, пятна, цвета, моделировки в пользу синтетического видения натуры. Среди жанровых картин следует выделить такие работы: «Немцы убили тетю Сатеник» (1977 г.), «Армянские музыканты» (1975 г.). Художника волнуют драматические события родной страны, но и трагедию, и мажор он видит цветным. Динамика, накал страстей достигается контрастными цветовыми сочетаниями.
Пейзажи Петросяна – космогонические. У него немного устойчивых планов, вертикалей и горизонталей, линии и пятна всегда изгибаются, но не так, как знаменитые s-образные композиции модерна, а по-своему. Излюбленный композиционный прием для пейзажей – аксонометрия – позволяет видеть мир с точки зрения летящей птицы и воспринимать его целостно.
Большая серия пейзажей посвящена Араратской долине, подобной земному раю, жизнь в котором течет по мифологическим законам. Он населяет эту «Аркадию» образами людей, животных, растений, пластически и по цвету понимая их как единое гармоническое целое: «Арарат. Ветрено» (1980 г.), «Аштарак летом» (1981 г.), «Деревья в горах» (1989 г.).
Его многочисленные портреты представляют собой своего рода иконостас деятелей культуры Армении, друзей и родственников. Иконописные и иконографические приемы, которые использует художник, отсылают нас к византийским прообразам, поэтому реальные портретные прототипы не всегда узнаются. Психологическая составляющая портретного искусства уходит на второй план, а на первом остается вечное, то есть духовное, а не душевное. Сакрально-культовая картина мира позволяет ему относиться к миру как к храму, поэтому реальные персонажи (учителя, врачи, переводчики, музыканты) напоминают лики святых. Картина «Композитор Комитас» (1982 г.) из собрания ККХМ им. Ф.А. Коваленко – программное произведение художника. Фигура священника и композитора изображается на плоскости слева, а справа – такая же знаковая святыня для всего армянского народа – гора Арарат. Большой Человек, таким образом, соразмерен Большой Горе. Петросян следует концепции, распространенной в философии начала ХХ века о Художнике-Творце, писателе, музыканте как части природных стихий. Среди подобных работ - портрет «Певица Лина Мкртчан в гостях у семьи Петросян» (1995 г.), «Арно Бабаджанян» (1996 г.), «Автопортрет с братом Борисом. Музыка» (1996 г.), «Евгений Вахтангов» (2000 г.), «Татьяна Корякина-актриса» (1983 г.) и др.
Петросян, как и его творческие учителя, – ориенталист. Он соединяет композиционно-цветовую систему классического европейского искусства с восточным пантеизмом. Все натюрморты художника изысканные, декоративные и отчасти монументальные. Европейское искусство фигуры и фона, пространства и плоскости сочетается с орнаментальной композицией восточного ковра. Художник обладал особым чувством энергетической силы цвета, но в противовес своим знаменитым брутальным армянским собратья, он слишком лиричен, тонок и нежен. У каждого живописца есть своя излюбленная колористическая гамма. Знаковыми для Петросяна является соседство оранжевого и зеленого, розового и синего, погружающее нас в странную мистическую атмосферу.
Георгий Савельевич сочетал в себе дар живописца и теоретика искусства. Он – автор четырех книг - воспоминаний о своей жизни, встречах с великими людьми. Его мысли об искусстве часто носят афористический характер, в них, как и на картинах, он продолжает свой диалог с миром искусства.
Член АИС Татьяна Соколинская