Опять весна на белом свете

01.04.2023

В изобразительном искусстве идеальное всегда соприкасается с материальным. Природа (ландшафты и цветы), преломленная через живой свет души художников, портреты и жанровые композиции соединяют в себе две ипостаси: духа и материи, соединенные в единую гармонию. Эти качества присущи представленным на выставке кубанским художникам, создающим христианский мир нравственных ценностей, семьи и природы. Основные их жанры – бытовые сцены, пейзажи и натюрморты, как правило посвященные весне, пробуждению природы и светлому празднику Святой Пасхи – выполнены в реалистической эстетике.

Жанровая картина Е.И. Саяпиной «Мои родители» (1995), представляющая собой парный портрет отца и матери, изображенных в интерьере скромной комнаты, проникнута дочерней любовью и нежностью. Художница обращается к главным архетипам человеческой культуры и цивилизации: связи поколений – отцов и детей, обеспечивающих развитие от прошлого к будущему.

Картина А.Т. Клименко «Опять весна на белом свете» представляет собой бытовую ироническую сцену.  В старом краснодарском дворике, под весенними цветущими деревьями и висящем на веревке бельем изображены три старушки, которые не обсуждают соседей, а смотрят в ноутбук, расположенный на коленях у одной из них. Так современность входит в мир традиционных человеческих отношений.

Христианская тема – одна из любимых среди городских пейзажей в последние десятилетия. Многие пленэристы, работающие с натуры, включают в свои этюды, картины и графические листы православные соборы. Одним важно передать состояние единства природы и православной архитектуры (пастель Г. К. Забелиной «Старый дуб. Краснодар» (1987), другие пишут портреты храмов, доминирующих над пространством города и ландшафтом («Рождественский собор» (2009) заслуженного художника РА Овчаренко, «Весна. Церковь тверская» (1987) Г.Т. Клюжина (1935-2016), «Екатерининский собор» (2008) В.А. Тахтамышева (1941-2011). Мастер натюрмортов В.И. Оноприенко (1937-2011) нередко обращался в свои работах к христианской символике («Апрель. Пасха» (2010).

В.М. Мехед в пейзажах «Весенние восторги» (1976) и «Весенняя свежесть» (1970) создает образ ранней весны, о которой хочется сказать словами из известной бардовской песни: «Будет апрель, вы уверены, - Да я уверен».

Чувственное ощущение свежего весеннего утра за открытым окном мастерски передает М.В. Архангельский (1937-2006) в декоративной живописной работе «Весна красна» (1987). Тот же мажорно – гедонистический характер присутствует в пейзаже с элементами жанра у сочинского автора А.А. Отрошко «Качели» (2017) и заслуженного художника Р.Ф. А. Г. Манакьяна «Весна. Выход в мир» (2010)

В цветочной натюрморте заслуженного художника РСФСР Г.А. Булгакова (1916 - 2011) "Натюрморт. Калы. (1990), натюрмортах В.А. Сырятова ("Сирень, 2021), О.Е. Слёзиной («Ромашки» (2018), Е.И. Саяпиной («Сирень». 2020), В.Д. Сапача («Маки». 2023) передается восхищение красотой материального мира, созданного Богом для людей.

Символично, что выставка «Весь мир – божественных даров святая чаша» проводится в конце Великого Поста и на Пасху. Предчувствие обновления жизни, связанного с возрождением природы, победой над смертью, духа над телом, приближает нас к осознанию истинности веры и жизни вечной.