От Белого до Черного моря
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Федор Тютчев
Анастасия Михайловна Нестерова родилась в 1988 году в Краснодаре. Училась в ДШИ поселка Энем. С 2004 по 2009 год - в Краснодарском художественном училище. В 2015 году окончила с красным дипломом Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская профессора Сидорова В. М.). За дипломную работу «Вечернее кафе» удостоена похвалы Совета. С 2011 года постоянный участник выставок, проводимых Московским Союзом художников и Московским отделением ВТОО «Союз художников России». Участник Всероссийских и международных симпозиумов, пленэров и фестивалей. С 2015 года - член Московского Союза художников. С 2016 года – член Союза художников России. Стипендиат Министерства культуры РФ 2016, 2018, 2020, 2021 гг.
Творчество московской художницы Анастасии Нестеровой принадлежит новому времени, для которого характерна свобода в выборе традиций и новаторства. При всей сложности социальных проблем — это время является идеальным для художника, открытого для всех художественных стихий - стилей, тем, сюжетов, языков. Нестерова выбрала путь русской пленэрной живописи, возникшей более ста лет назад и не утратившей своей актуальности и пассионарного напряжения. Выпускница Краснодарского художественного училища и лучшего московского художественного вуза, она сочетает московскую и ленинградскую школы живописи, иногда обогащая их южно-российским «диалектом» - более гедонистическим, декоративным и цветным, взглядом на мир. Ей близки стилистические и философские принципы камерного пейзажа этюдного плана, который при этом тяготеет к созданию целостного образа природы. Еще обучаясь в институте, она с 2009 года стала регулярно ездить на пленэры по всей России, и за все эти годы добилась хороших результатов.
Творческие поездки художников по стране – это нечто абсолютно новое, что возникло в русском, особенно послевоенном, искусстве и продолжается до сих пор. Это позволяет расширить творческий диапазон пленэрной живописи, невозможной без умения увидеть особенности каждого природного явления, эффектов заката и восхода, разнообразие природных зон, лесов, гор и степей, озер и морей, провинциальных городов с их уникальной архитектурой, деревень, сел и станиц с их уходящим в прошлое бытом и бытием. Обогащая с одной стороны свою художественную палитру, художники выполняют две функции: подобно ученым-этнографам, историкам создают живописную летопись сегодняшнего времени, фиксируют ее современное состояние и как мастера кисти представляют зрителям все многообразие и красоту нашей земли.
Природные ландшафты, городские и сельские пейзажи, марины – это результат многолетних поездок Анастасии Нестеровой – от Белого до Черного моря:
«В моих работах есть Белое море, Соловки, Карелия, Кижи, Кировская область, Великий Устюг, Ульяновская область, города на Волге (Тутаев, Мышкин, Кострома, Кинешма), Краснодарский край, Крым (Гурзуф, Ялта, Севастополь, Бахчисарай, Балаклава, Новый Свет)».
Пейзажи Нестеровой редко населены людьми. Они как правило безлюдны и пустынны. Только в сельских или городских пейзажах небольшое число персонажей, в основном животных, птиц, а также следы человеческой деятельности. Архитектура, лодки и корабли, столы со скамьями, старые телеги, вспаханные поля придают пейзажам жанровый характер, позволяют рассказывать истории, превращая этюд в картину.
Ее отличает искренность, любовь к реальному, а не виртуальному миру. Она обладает искусством видеть и восхищаться миром во всем его многообразии:
«Для меня самым честным является реалистическое искусство, именно оно наиболее точно отражает характер русской природы. Т.к. я люблю и часто путешествую, то всегда стараюсь увезти частичку того места с собой, написав работу, пропустив увиденное через себя. В каждой работе стремлюсь сделать отбор и освободить от случайностей».
Первым учителем Анастасии была ее мама – выпускница Пермского художественного училища. Именно она привила любовь к живописи и желание заниматься творчеством. В дальнейшем художница выбирала для себя различные жанры, много работая с натуры.
Творческую концепцию Нестеровой можно определить триадой: Семья-Дом-Родина. Она наметилась уже в дипломной работе художественного училища «Старый чердак». Он о доме, семье, юности, романтических мечтах юной девушки. Для героини картины позировала сестра Анастасии, которая была изображена сидящей с семейным фотоальбомом в руках на старом чердаке, наполненном ненужными, вышедшими из употребления вещами, но сохранившими для нее историческую ценность. Утратив ценность функциональную, бабушкин сундук, какие-то ящики, корзины, засохшие цветы и травы приобрели иные, сакральные, качества, превратившись в чистую метафору. Диплом для студента – это, как правило, умный выбор. Юная выпускница показала здесь свои композиторские и живописные качества, умение создать атмосферу, использовать приемы старых мастеров - светотень и тон как средство организации пространства. Но главное – это был путь к поиску себя. Романтическое мироощущение, свойственное юности, продолжилось в дальнейшем, в период учебы в Московском институте им. Сурикова, обогатившись более широким спектром художественных традиций.
«Я училась у Сидорова Валентина Михайловича, и он оказал на меня большое влияние».
Поэтическое переосмысление суровой прозы жизни – вот было, вероятно, главное напутствие учителя своим ученикам. Развитие Нестеровой пошло в сторону еще большей идеализации и лиричности, чем у мастера. Цвет становится то более насыщенным, то лиричным; при всем реализме возникает магия цвета, который приобретает самодостаточный смысл и красоту. Она лепит форму широкими красивыми мазками, иной раз как скульптор, ваятель, из суммы объемов и плоскостей создавая пространство
Как подлинный реалист Анастасия Нестерова стремится к правдивой передачи натуры. Она идет от предмета, природы. Сравнивая свои Соловецкие работы, написанные на Белом море, с крымскими, обращает внимание на изменение насыщенности и контраста при следовании дорогой с Севера на Юг. Южные пейзажи построены на более нюансных сочетаниях, гармонии плавных переходов, сдержанности и спокойствии. С другой стороны, она вышла из русской пейзажной живописи, в которой помимо пленэра чувствовался язык модерна и постимпрессионизма, особенно у ленинградских художников.
«Близок по духу мне Стожаров Владимир Фёдорович, Галахов Николай Николаевич и Рылов Аркадий Александрович».
Им свойственно цельное, синтетическое видение мира. Видимая легкость, этюдность сочеталась с форматом пейзажа-картины, в которой лирические, созерцательные черты обогащались тяготением к эпическому видению Природы и России. Пожалуй, именно жанр пейзажа позволял им быть абсолютно свободными, по-своему отвечая на социальные вызовы эпохи. Все эти качества генетически впитала в себя молодая художница.
Для Нестеровой важно передать характер природы и архитектуры, как характер человека. Может быть, поэтому в ее работах люди появляются редко, даже стаффажные фигуры. В работе «Соловецкий монастырь» (2013 г.) создается по-своему репрезентативный, монументальный образ крепости, защищавший в давние времена рубежи России. Суровая природа и суровая архитектура – носитель исторической памяти о трагических событиях русской и советской истории. Передний план – это строгая северная природа в виде серовато-голубоватой глади озера, зеленоватого берега и больших валунов, как метафора вечной жизни. Она занимает почти две трети холста, а вот на дальнем плане, за стенами монастыря идет какая-то своя, сказочная, но тоже аскетичная жизнь. По живописному языку – перед нами этюд, но по философской мысли – это картина о русской природе и русской истории.
Работа «Сусанинская площадь. Кострома» (2020 г.) - это ностальгия по русскому провинциальному, несколько обветшалому ампиру, сохраняющему свою душевность и сердечность. Перед нами центральная площадь русского провинциального города, более или менее сохранившая свой архитектурный облик. На переднем плане мокрый снег, за ним замечательная лужа почти во всю площадь, дальше целая стая черных птиц прилетела поклевать что-то съедобное. На заднем плане Гостиный двор - длинный ряд желто-белых домов начала ХIХ века, забывших о своей двухсотлетней истории и позирующих, словно старая кокетка. Так и кажется, что здесь недавно по своим делам проезжала коляска Хлестакова. Но нет людей вокруг. И только птицы в центре занимаются своими птичьими делами.
Русская провинциальная архитектура очень интересует Нестерову. Она видит ее разной. Правда глаза свидетельствует об обшарпанных домах и лужах на главной площади, а правда сердца видит мажор и гармонию голубых, зеленых, желтых цветов и их оттенков, из которых сотканы провинциальные домики, деревянные избы, покосившиеся заборы («Вид на Устюг». 2014.Холст, масло).
Малые города России до сих пор сохраняют свое очарование. Среди них Мышкин с населением пять с половиной тысяч человек – один из посещаемых и популярных. И не только потому, что все в городе, включая местный музей, посвящено серым грызунам, но потому, что расположение города на высоком берегу Волги привлекает художников, восхищенных видом на великую русскую реку. Нестерова написала несколько пейзажей Мышкина и окрестностей. Это часто зимние импрессионистические пейзажи, передающие лирическое, медитативное состояние природы и человеческой души.
Наша эпоха- эпоха полистилизма. Художники редко работают в одном направлении или стиле. Для Нестеровой также интересно пробовать себя в чем-то новом. Среди таких произведений пейзаж «Причал в Кеми», написанный в технике масляной пастели. Восхитившись простым, на первый взгляд, мотивом, художница рассказала отчасти мистическую историю о городе-порте Кемь на берегах Белого моря в Карелии. Для этого понадобился другой язык - декоративный, с более насыщенным цветом, близкий постимпрессионизму. Этот цвет создал атмосферу фантастическую, в которой освещенные части деревянной некрашеной избы красно-желтые, а тени (доски причала, деревянные дома, вода) ярко-синие. При этом Анастасия ничуть не погрешила против правды. Атмосферные причуды в Карелии и не на такое способны.
«Постимпрессионизм отчасти повлиял на моё творчество, и новации ХХ века не могли не коснуться любого современного художника, так как мы живем в ХХI веке и невольно впитали творчество Гогена, Матисса, Сёра, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Сезанна, Кончаловского, Фалька и др».
И в Вологодской области эффекты освещения в лесах не менее чудные («Анисимово. Вологодская область». 2015. Холст, масло). И хотя после «Черного квадрата» мало кого можно чем удивить, но синие ели в тени на первом плане производят впечатление. Художница пропускает увиденное через сердце, для нее красота мира – это основа для творчества. И эту красоту она умеет передать на холсте.
Для нее природа обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Природа – не мастерская, а храм, перед которым человек может лишь склониться с почтением и любовью. Все это относиться и к впечатлениям от Крыма и Черноморского побережья Краснодарского края.
Тема пейзажа «Крымская весна» (2020. Холст, масло) - это весна в южном городе, где в природе нет северной суровости, а воздух пронизан светом и солнцем, создавая эффекты освещения, словно предназначенные для импрессионизма. Не стоит забывать, что это написано на 45 параллели северной широты – золотой середины планеты Земля, где климатические условия для живописи родственны французскому Югу. Прекрасны крыши крымских домов, которые можно увидеть с высоты птичьего полета. Очарование добавляет любовный кошачий дуэт, придающий пейзажу жанровый характер.
Пейзаж «Крепость Каламита. Севастополь.» (2021.Холст, масло) построен на единстве нового со старым, природы и культуры. Цветущее дерево на перднем плане и остатки средневековой византийской крепости, расположенной на горном плато. Южные произведения в целом построены на более нюансных сочетаниях, гармонии плавных переходов, сдержанности и спокойствии. Гармония достигается за счет определенной динамики переднего и заднего плана, предмета и пространства («Улица в Гурзуфе».2020. Холст, масло)
В работе «Вечерний берег. Капсихор. Морское. Крым» (2019. Холст, масло) художница вольно или невольно оказалась под влиянием небольших, размером с открытку, но вполне монументальных акварелей Максимилиана Волошина. Возможно, сам ландшафт требовал обобщенного, без деталей взгляда. Здесь художница вполне уловила его характер, настроение, его аристократизм, величие. Может быть поэтому именно здесь селились греки, киммерийцы, скифы, аланы, в эпоху переселения народов шли со своими обозами гунны, готы, сарматы, потом были византийцы, хазары, турки… Здесь проходил Шелковый путь из Китая в Европу. Менялись государства, уходили и приходили люди. А горы все так же стоят, омываемые теплым морем.
Морские пейзажи – это всегда единство берега и моря, земли и воды. В этом есть определенная метафора целостности природы. Художница не выписывает листья на деревьях или волны, она создает далевой образ, который воспринимается с определенного расстояния. Так же ведет себя и зритель, который не разглядывает детали, а видит картину в целом («Заснеженный Аю-Даг». 2020. Холст, масло, «Скала Парус». 2013.Холст, масло, «На Черном море. Джанхот». 2013. Холст, масло).
Тема диалога природы и культуры – важнейшая в творчестве Анастасии Нестеровой. Она проходит красной нитью почти через все ее произведения, проявляется в выборе натуры, особенностях сюжетов, композиционных динамических противопоставлениях. Художница учится у природы, осознавая, что средства гармонизации холста подчерпнуты из самой природы. Но она выбирает для своих работ места, связанные со знаковыми событиями русской истории и культуры. Поэтому серия «От Белого до Черного моря» сродни паломничеству по святым местам – из Варяг в Греки.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская