Персональная выставка Евгения Казицина
В заданных координатах
Родившись, мы сразу живем в прошлом, будущем и сейчас.
Евгений Казицын.
Персональная выставка Евгения Казицына в "Художественной галерее САНТАЛ" явилась продолжением грандиозной выставки автора в Северо-Кавказском филиале Государственного музея народов Востока. Она посвящена месту человека во Вселенной. Художник объединяет прошлое, настоящее и будущее в единое пространство культуры.
Казицын создает не патриархальный космос, свойственный многим художникам Кубани, а городскую, демократическую домонгольскую общественную модель с ее личностным началом. Эта культура, классически проявившая себя в древнегреческом полисе и сохранившаяся в качестве «низовой карнавальной» в христианском мире, является той почвой, на которой выстраиваются стратегии современного искусства.
Полифоническая структура его произведений построена на смешении высокого и низкого. Живой источник языка – русский лубок, интеллектуальный – все остальное: западный и русский модернизм ХХ века, андеграунд 60-80-х, археологические артефакты, античность и средневековье, философия и позитивная наука. Из множества культур он создает собственную идентичность.
Как художник и мыслитель постнеклассического типа, он - сторонник искусства экспериментального, опирающегося на импровизацию и бессознательное. При классической художественной модели художник изначально знает, что собирается делать. Казицын как правило не знает, куда поведет его рука. Пустота для него – нейтральное пространство дискурса, наделенное креативным смыслом. «Рука,- говорит он, -для меня важнее головы». Абстрактные или условные формы возникают на основе реальных вещей, подобно тому, как научные понятия имеют аналогии в предметном мире.
Образы людей появляются не часто, но все предметы напоминают о них либо имеют антропоморфные формы. Художник ценит вещи, архитектуру, корабли и дома не за их функциональность. Любой предмет имеет символический смысл. «Археологический» принцип позволяет ему совершать странствия по бескрайней России, по любимым местам (Красноярский край – место рождения, и Кубань – место обретения творческой зрелости).
Соотнесение своего творчества с архаическими архетипами позволяет художнику создавать работы, в которых присутствует многослойное содержание. Один из излюбленных символов Казицына - корабль-ковчег, плывущий в русских северных и южных морях. И это плавсредство легко трансформируется в средневековый «Корабль дураков», и автор, видимо, ощущает себя кормчим, который ведет его к неведомому будущему.
Член АИС Татьяна Соколинская