Персональная выставка «Поэзия ночи» В.М. Мехеда
Художественная галерея «САНТАЛ» продолжает цикл персональных выставок, посвященных 100-летию открытия Краснодарского художественного училища. На этот раз в стенах галереи взору поклонников живописи предстала уникальная экспозиция произведений выпускника училища, члена Союза Художников СССР, заслуженного художника Республики Адыгея, участника Великой Отечественной войны Владимира Михайловича Мехеда (1924-1998).
ПОЭЗИЯ НОЧИ
Из значительного творческого наследия художника галерея отобрала картины художника, относящиеся к жанру ночного пейзажа. Выставка получила название «Поэзия ночи».На ней представлены 60 пейзажей, объединенных одной темой, редко встречающейся в творчестве художников ХХ века. Эта тема проходит через все творчество выдающегося колориста. Поэтому на выставке можно проследить ее на примере как ранних (1960-е годы) и так и последних работ В.М.Мехеда.
Художник родился 23 марта 1924 года в Майкопе. Здесь прошло его детство, юность, да и вся последующая жизнь. Поэтому творчество художника тесно связано с Республикой Адыгея и Краснодарским краем. В 1942 году он был призван в ряды Советской Армии и зачислен курсантом в кавалерийский полк. Шла Великая Отечественная война, много испытаний и лишений выпало на долю молодого бойца, окончившего службу лишь в 1947 году командиром кавалерийского отделения в воинском звании гвардии младшего сержанта. После демобилизации началась учеба в вечерней школе, работа.
Поступление в Краснодарское художественное училище 28-летнего В.М. Мехеда было вполне осознанным и твердым. Дома в Майкопе у него к тому времени была семья: жена и дочь. Здесь, в одном из самых известных на юге России учебном заведении он обучался под руководством старейшего педагога Г.А. Аветисьяна (1884-1963), принимавшего участие еще в выставках, которые организовывал Ф.А.Коваленко. Большое влияние на становление будущего художника в училище оказали выпускники Всероссийской Академии художеств П.С.Калягина (1913-2007) и Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова В.В. Тевторадзе (1920-1985).
Старание и природная одаренность сделали В.М. Мехеда заметным среди студентов училища. Поэтому уже с 1956 года, со студенческой скамьи работы молодого художника стали появляться на выставках в Краснодаре. Через всю свою жизнь он пронес заветы своих педагогов, творческий опыт, полученный на выставках среди известных, но по товарищески участливых художников старшего поколения.
В 1957 году по окончании обучения молодой художник вернулся в Майкоп, устроился на работу в Адыгейские художественные мастерские, где проработал до конца своей жизни.
Годы творческой биографии В.М. Мехеда в Майкопе отличаются необычайной активностью. Уже в 1957 году на выставку, организованную Адыгейским и Карачаево-Черкесским областными управлениями культуры он представил известные работы: «Гора Экспедиция» и «Гузерипль». Позднее были зональные выставки, российские, всесоюзные. Имя майкопского художника В.М. Мехеда стало известным не только на юге России, его заметили и в Москве. Из немногих художников юга, он был удостоен чести быть приглашенным для публикации в краткую художественную энциклопедию «Искусство стран и народов мира» ( Москва, 1971 ). В третьем томе этого знаменитого издания была опубликована его картина «Весна» (1966г).
В 1968 году он с успехом принимал участие в международной выставке в Италии (г. Треворна) двумя картинами - «Высокогорное озеро» и «Адыгейский натюрморт», последнюю приобрел местный краеведческий музей г. Треворна.
С 1970 года, став членом Союза художников СССР, В.М. Мехед активно занимался общественной деятельностью: 1967 - 1975 гг. возглавлял Адыгейское отделение Краснодарской организации Союза художников РСФСР, избирался председателем художественного совета, был членом Краснодарского выставкома, 1966 - 1968 гг руководил студией ИЗО при областном Доме народного творчества в Майкопе. Из стен студии вышло немало талантливых художников . Среди них особое место принадлежит ведущему педагогу Краснодарского художественного училища В.Н.Коваленко. Об особом авторитете художника среди жителей города и коллег свидетельствует его избрание в 1971 депутатом Майкопского городского совета, делегатом 3-го и 4-го съездов Союза Художников РСФСР и СССР (1972 , 1973).
Оригинальный взгляд на мир, собственный пластический язык В.М.Мехеда в свое время привлекли внимание критиков. Прижизненные очерки о художнике таких искусствоведов, как И.Д. Май, А.Г. Кушу, Н.Г. Ловпаче, свидетельствовали о чрезвычайной популярности художника, его творческой зрелости.
Мастерство В.М. Мехед оттачивал на творческих дачах в Гузерипле, Теберде, Горячем Ключе, на Академической даче неподалеку от Вышнего Волочка. Многие произведения, представленные на выставке в галерее, были выполнены именно там. В этих работах он выразил свои глубоко личные чувства к Природе как основе мироздания и Доме для всего человечества. Высокая степень лиризма в сочетании с монументальностью позволяет отнести серию «ночных» пейзажей к лирико - эпическому жанру. В своей критической статье к выставке «Поэзия ночи »искусствовед Т.И.Соколинская справедливо отмечает: «В творчестве Владимира Мехеда есть истинная, непарадная любовь к своей родине и созерцательное отношение к миру. Мудрость горца, склонного к патриархальной неторопливой жизни на земле, позволила ему оставить нам, потомкам, картины, в которых речь идет не о сиюминутных социальных и бытовых проблемах, а о вечных ценностях».
Нынешняя, кстати первая в Краснодаре персональная выставка В.М. Мехеда, дает возможность ценителям искусства вновь встретиться с творчеством большого мастера, опирающегося на крепкие традиции, существовавшие в Краснодарском художественном училище и дающего кубанцам еще один прекрасный повод для гордости. Она призвана также возродить интерес к творчеству художника среди молодежи.
Последние годы жизни были мучительными для художника, он стойко преодолевал постигшую его болезнь. Ему помогало жить и бороться с недугом творчество. Пока рука могла держать кисть, он не отходил от мольберта, и даже после его смерти краски на холсте мастера долго не могли высохнуть. Его последняя работа отличалась от написанных ранее. Это был не вечерний или ночной пейзаж, а светлый солнечный день, где белоснежные вершины гор отражались в изумрудно-синем озере. Художник посвятил ее излюбленному месту в Домбае. Много раз он бывал в этом месте, и оно уже жило в его памяти, только привычную палитру он вдруг изменил - в ней стало много света и солнца. Казалось, что автор своей последней работой «Горное озеро» (1998) будто провозглашал торжество дня и жизни.
Н.А. Стрижова
Директор художественной галереи «Сантал»