Персональная выставка «Поэзия ночи» В.М. Мехеда

12 октября - 05 ноября

Художественная галерея «САНТАЛ» продолжает цикл персональных выставок, посвященных 100-летию открытия Краснодарского художественного училища. На этот раз в стенах галереи   взору поклонников живописи предстала  уникальная экспозиция произведений выпускника училища,    члена Союза Художников СССР, заслуженного художника  Республики Адыгея, участника Великой Отечественной войны  Владимира  Михайловича Мехеда (1924-1998).

ПОЭЗИЯ НОЧИ 

Из  значительного творческого наследия художника галерея отобрала картины художника, относящиеся к жанру ночного пейзажа. Выставка получила название «Поэзия ночи».На ней представлены 60 пейзажей,   объединенных одной темой,  редко встречающейся в творчестве художников ХХ века. Эта тема проходит через все творчество выдающегося колориста. Поэтому на выставке можно проследить ее на примере как ранних (1960-е годы) и так и последних работ В.М.Мехеда.

Художник  родился 23 марта 1924 года  в   Майкопе.  Здесь прошло его детство, юность, да и вся последующая жизнь. Поэтому творчество художника тесно связано с Республикой Адыгея и Краснодарским краем.  В 1942 году он был призван в  ряды Советской  Армии  и зачислен курсантом в  кавалерийский полк. Шла  Великая Отечественная война,  много испытаний  и лишений выпало на долю молодого бойца, окончившего службу лишь в 1947 году  командиром кавалерийского отделения в воинском звании  гвардии младшего сержанта.   После демобилизации началась  учеба в вечерней школе, работа.

Поступление в Краснодарское художественное училище  28-летнего В.М. Мехеда было вполне осознанным и твердым. Дома в Майкопе у него к тому времени была семья: жена и дочь.  Здесь,  в одном из самых известных на юге России учебном  заведении он обучался под руководством старейшего педагога Г.А. Аветисьяна (1884-1963), принимавшего участие еще в выставках, которые организовывал Ф.А.Коваленко. Большое влияние на становление будущего художника в училище оказали  выпускники Всероссийской Академии художеств П.С.Калягина (1913-2007) и  Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова В.В. Тевторадзе (1920-1985).  

Старание и природная одаренность сделали В.М. Мехеда   заметным среди  студентов училища. Поэтому   уже  с 1956 года, со студенческой скамьи работы молодого художника стали  появляться на выставках в Краснодаре. Через всю свою жизнь он пронес заветы своих педагогов, творческий опыт, полученный на выставках среди известных, но по товарищески участливых художников старшего поколения.

В 1957 году по окончании обучения молодой художник вернулся в Майкоп,  устроился на работу в Адыгейские художественные мастерские, где проработал до конца своей жизни.

Годы творческой биографии  В.М. Мехеда в Майкопе отличаются необычайной активностью. Уже в 1957 году на выставку, организованную  Адыгейским и Карачаево-Черкесским областными управлениями культуры он представил известные работы: «Гора Экспедиция»  и «Гузерипль». Позднее были зональные выставки, российские, всесоюзные. Имя майкопского художника В.М. Мехеда стало известным не только  на юге России, его заметили и в Москве. Из немногих художников юга, он был удостоен чести быть приглашенным для публикации в краткую художественную энциклопедию «Искусство стран и народов мира» ( Москва, 1971 ). В    третьем  томе этого знаменитого издания  была опубликована его  картина «Весна» (1966г).

В  1968 году он с успехом принимал участие в международной выставке в Италии (г. Треворна)  двумя картинами -  «Высокогорное озеро» и «Адыгейский натюрморт»,  последнюю приобрел местный краеведческий музей г. Треворна.

С 1970 года,  став членом Союза художников СССР,   В.М. Мехед    активно занимался  общественной деятельностью:  1967 - 1975 гг. возглавлял Адыгейское отделение Краснодарской организации  Союза художников РСФСР,   избирался председателем художественного совета,  был   членом  Краснодарского выставкома,  1966 - 1968 гг  руководил  студией  ИЗО   при областном Доме народного творчества  в Майкопе. Из стен студии вышло немало талантливых художников . Среди них особое место принадлежит ведущему педагогу Краснодарского художественного училища В.Н.Коваленко. Об особом авторитете художника среди жителей города и  коллег свидетельствует его избрание в  1971 депутатом Майкопского городского совета,  делегатом  3-го  и 4-го съездов Союза Художников РСФСР и СССР  (1972 , 1973).

Оригинальный взгляд на мир, собственный пластический язык В.М.Мехеда в свое время  привлекли внимание критиков.  Прижизненные очерки о художнике таких искусствоведов, как И.Д. Май, А.Г. Кушу, Н.Г. Ловпаче, свидетельствовали о чрезвычайной популярности художника, его  творческой зрелости.

Мастерство В.М. Мехед оттачивал на творческих дачах  в Гузерипле, Теберде, Горячем Ключе, на Академической даче  неподалеку от Вышнего Волочка. Многие произведения, представленные на выставке в галерее, были выполнены именно там. В этих работах он выразил свои глубоко личные чувства к Природе как основе мироздания и Доме для всего человечества. Высокая степень лиризма в сочетании с монументальностью позволяет отнести серию «ночных» пейзажей к лирико - эпическому жанру.  В своей критической статье  к выставке  «Поэзия ночи »искусствовед Т.И.Соколинская справедливо отмечает: «В творчестве Владимира Мехеда есть истинная, непарадная любовь к своей родине и созерцательное отношение к миру. Мудрость горца, склонного к патриархальной неторопливой жизни на земле, позволила ему оставить нам, потомкам, картины, в которых речь идет не о сиюминутных социальных и бытовых проблемах, а о вечных ценностях».

Нынешняя, кстати первая в Краснодаре персональная выставка В.М. Мехеда,  дает возможность ценителям искусства вновь встретиться с творчеством большого мастера, опирающегося на крепкие традиции, существовавшие в Краснодарском художественном училище и дающего кубанцам еще один  прекрасный повод для гордости. Она призвана  также возродить интерес к творчеству художника среди молодежи.

Последние годы жизни  были мучительными для художника, он стойко  преодолевал постигшую его болезнь. Ему помогало жить и бороться с недугом творчество.  Пока рука могла держать кисть,  он не отходил от мольберта,  и даже после его смерти  краски на холсте мастера долго не могли высохнуть.   Его последняя работа отличалась от написанных ранее. Это был не вечерний или ночной пейзаж, а светлый солнечный день, где белоснежные вершины гор отражались в изумрудно-синем озере.  Художник посвятил ее  излюбленному месту  в Домбае. Много раз он бывал в этом месте, и оно уже жило в его памяти,  только привычную палитру  он вдруг изменил -  в ней стало  много света  и солнца. Казалось, что автор своей последней работой  «Горное озеро»  (1998)  будто провозглашал торжество дня и жизни.

Н.А. Стрижова
Директор  художественной галереи «Сантал»