Планета Омега
В который раз томит меня мечта,
Что где-то там, в другом углу вселенной,
Такой же сад, и та же темнота,
И те же звезды в красоте нетленной.
Н. Заболоцкий
Людмила Ивановна Бальцер родилась 25 сентября 1954 г. в деревне Мироновка Омской области. Рисовала с самого детства. Училась в Московском народном университете искусств им. Н.К. Крупской. Работала в Свердловске ювелиром в экспериментальной группе по разработке ювелирных изделий с уральскими самоцветами, художником-оформителем в г. Чебаркуль. Большое влияние на творчество оказал уральский художник Василий Дьяков. Несколько раз Людмила Ивановна переезжала за мужем военнослужащим из Омска в Чебаркуль, Верхнюю Пышму, Свердловск, Самару. А после его демобилизации семья переехала в Германию, где жила с 1995 по 2018 г.
Все это время Людмила Бальцер занималась живописью: картины экспонировались в России, Германии, Испании. Ее работы хранятся в государственных и частных коллекциях в России, Германии, Австрии, Испании, США, Турции и Китае. «Портрет Марины Цветаевой» – в Культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» в Москве, картины, посвященные обители св. Феодосия Кавказского – в Анапском краеведческом музее. Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) пополнил свою коллекцию работой «Весна в Овере».
Людмила Ивановна со своей семьей уехала в Германию в середине девяностых, в сложные времена. Будучи этнической немкой, она продолжала на своей исторической родине чувствовать себя русской. Когда выросли дети и внуки, возникло желание вернуться в Россию. Первая персональная выставка после возвращения на родину знакомит краснодарских зрителей с уникальным творчеством художницы.
Людмила Бальцер соединила в своих картинах две художественные культуры – русскую и немецкую, сознательно отказавшись от современного актуального искусства. Ее традиции глубже и дальше, в эстетике символизма и бидермейера (направление в немецком, австрийском и отчасти русском искусстве первой половины ХIХ в.). Художница пишет натюрморты, портреты, пейзажи, тематические картины, сложные символические композиции, соединяя фигуративный язык с аллегориями и символами.
Правомерно выделить несколько периодов в творчестве Л. Бальцер: русский (до отъезда в Германию), немецкий и испанский, продолжавшийся всего полтора года, но очень плодотворный. За время жизни в Валенсии, куда художница поехала из-за проблем со здоровьем, ее палитра стала намного светлее, мажорнее. «Я ощущала себя, как в скиту», – говорит Людмила. Без любимой семьи, в полном одиночестве она написала тогда 70 картин, которые изменили все дальнейшее творчество.
Мастера интересует человек как часть семьи, домашнего очага, ландшафта. Творчество Л.И. Бальцер имеет во многом автобиографический характер: героями ее портретной живописи и персонажами картин становятся ее близкие, друзья, знакомые. Она поэтизирует повседневную жизнь женщины, ее быт, мечты и фантазии. В основе каждой картины – драматургический сюжет, взаимоотношения между персонажами. Преимущественно это диалог женщины и мужчины, который чаще изображен спиной к зрителю. При этом художница избегает бытовых подробностей и создает идеальный, во многом романтический женский мир, где царит культ семьи, любви, материнства, образования, христианских ценностей. Планета Омега – это фантастическое космическое тело, символически связанное с женской судьбой.
В традиционных славянских и германских культурах на одежде, которую шили женщины, изображались обереги, охраняющие человека от злых духов. Нечто подобное иногда присутствует и на холстах Людмилы Ивановны. В этом проявляется глубинная взаимосвязь с женскими народными рукоделиями и в целом с декоративно-прикладным искусством. Стремление к филигранности, основательности в обработке холста в ней от мастера-ювелира, который выявляет в самоцветах декоративные качества. При этом художница всегда осознает, что создает тексты, полные скрытых смыслов. Руны, часто ею изображаемые, композиционно и декоративно связаны с древним сакральным знанием. Это тот фон, на котором происходит действие, где персонажи любят, страдают, мечтают, медитируют. Любовь, семья, материнство, образование, взаимоотношения между подругами, природа, цветы– вечные темы, значимые для любой женщины. Библиотечное прошлое также находит отклик в творчестве: книга – один из персонажей многих работ. Большое влияние на эстетику Людмилы Бальцер оказал А.П. Чехов, научивший ее точности, ясности, лаконизму, способности через быт видеть бытие. Другая большая любовь Людмилы Ивановны – живопись Ван Гога, который поразил не только как художник, но и как автор писем к своему брату Тео, где сформулировал свои эстетические, философские и морально-нравственные принципы.«Автопортрет» 2004 г.– это своего рода диалог с Ван Гогом, который как-то изобразил себя в виде бонзы, поклонника Будды. Л. Бальцер создает на эту тему репрезентативный (и скорее парадный, чем камерный) автопортрет, где представляет себя в состоянии медитации. Ничего лишнего, бытового, полное погружение в свои мысли. Для этого художница скрывает под покровами все, что составляет женскую привлекательность – волосы, руки, шею. Остается только выразительное лицо и предельно декоративная накидка с орнаментами, обозначающими знак бесконечности.
Главную идею выставки можно обозначить так: женщина и цветы, женщина и природа. В экспозицию вошли десятки работ, где женщина предстает перед нами как существо возвышенное: это и возлюбленная, и мать с младенцем, и художница, и светская львица… Архетипически все эти образы восходят к средневековому культу Прекрасной Дамы – существа идеального, совершенного, высоконравственного. И куртуазная любовь, которую питают к ней рыцари, носит духовный характер. Иногда изображаются юные девушки, мечтающие перед зеркалом (портрет внучки), иногда – дамы бальзаковского возраста, в образах которых присутствует легкий юмор.
Цветочные натюрморты пишутся с натуры, но при их составлении учитываются не только декоративные качества, но и символические. В этом художница продолжает традицию малых голландцев, наполнявших предметы натюрмортов иносказательными смыслами. Лилия олицетворяет девичью чистоту, арония оберегает от болезней и сглаза, калла– это чистота зрелой женщины, крокусы – символ ранней весны. Художница говорит, что натюрморт «Цветок» олицетворяет её душу. Цветы и другие предметы натюрморта часто изображаются на столе, развернутом на зрителя в обратной перспективе. В этой ситуации они теряют устойчивость и будто висят в каком-то умозрительном пространстве. Цель такого приема – лишить их материальности и выявить духовное содержание.
Отношение к пейзажу у художницы иное, чем у пленэристов, хотя она использует реальные мотивы. Как правило, создаются ландшафты, которые окружали ее в России, Германии и Испании. В жанре пейзажа присутствуют черты пуантилизма начала ХХ в.
Разнообразие композиций, сюжетов, поэтический и философский склад мышления, интимность, камерность, сбалансированность пропорций, светлые цвета, любовь к изысканной, сложной фактуре, соединение технологии старых мастеров с новациями ХХ в., корпусного письма с акварельной манерой– отличительное качество живописи Л.И. Бальцер. Для увеличения пастозности, рельефности она использует суровый, крупнозернистый льняной холст, который сама грунтует особой грунтовкой с использованием каленого песка, а для сохранения прозрачности, легкости пишет масляной краской Рембрандт, имеющей бриллиантовый оттенок. Подобная технология обеспечивает эффект, благодаря которому краски через несколько лет не жухнут, а наоборот, набирают силу и яркость. Обращение к традициям русской иконописи – обратной перспективе, монументальности и лаконизму форм, символизму цвета– дематериализует и позволяет создать умозрительное пространство. Недосказанность, некоторая таинственность сюжетов пробуждают у зрителей желание домыслить сложный ассоциативный ряд образов, наделить их собственными смыслами.
Член АИС
Татьяна Соколинская