Под своим небом
Имя Валентина Федоровича Папко хорошо известно на Кубани. Выпускник Краснодарского художественного училища и Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), ученик выдающегося мастера тематической картины Гелия Коржева, он еще в молодости заявил о себе как монументалист – автор мозаик и настенных росписей. Его мозаика «Я вызову любое из столетий» (1973-1977 г.) на фасаде «Дома книги» давно уже стала знаковой для Краснодара, наряду с памятником Екатерине и Собором Александра Невского.Сочетая элементы иконографических программ древнерусской иконы с кинематографическим монтажом, он обратился к истории книгопечатания на Руси и развитию книги как главнейшего хранителя информации.
Художник родился в станице Новоминской 20 сентября 1939 года. Для него Кубань изначально являлась творческой родиной. Именно ей он посвятил свои лучшие произведения. Все 1970- 1980-е годы для молодого художника были плодотворными не только в области монументального искусства. Именно в то время появилось стремление к созданию тематических композиций в области станковой живописи. Уже первые работы Папко тяготели к большой классической форме. Помимо картин Валентин Федорович во множестве писал пейзажи, портреты, натюрморты, выезжая на пленер чаще всего на свою дачу под Краснодаром, на Кавказ. С начала 1900-х художник обратился к преподавательской деятельности. Сейчас Папко -профессор, руководитель мастерской монументальной живописи художественно-промышленного факультета КГИК, лауреат премий администрации Краснодарского края в области науки, культуры и образования, автор около 1000 работ – станковых и монументальных.
Девяностые годы были определенным испытанием для Папко, потерявшего почву под ногами.В его работах отчетливо проступали эсхатологические идеи. Новый творческий взлет начался сначала двухтысячных годов, когда он вернулся к написанию жанровых и аллегорических картин, в которых бытовые и исторические подробности жизни простых людей переосмысливались, как эпические сказания о России второй половины ХХ века-начале века ХХI.
Моральный императив – в основе почти всех картин, созданных в последние десятилетия. Его интересуют большие социальные идеи. А поскольку в России поэт больше, чем поэт (что относится и к художникам), он становится своего рода пророком, визионером. Как жанровый живописец В.Ф. Папко опирается на идеологию передвижников и московскую школу середины Х1Х века с ее приоритетом постановки социально-бытовых проблем.Но бытовое или социальное содержание часто трактуется неоднозначно. Художник возвращает в реалистическое искусство символические подтексты и иносказания.В основе каждой картины – конфликт, что имеет аналогии с формой социально-бытового романа.
На выставке представлено 20 произведений, созданных с 1963 года по 2015. Это городские пейзажи, картины о Великой Отечественной войне, аллегорические, социальные полотна и жанровые, бытовые композиции.
Самые ранние из представленных работ датируются 1963 годом: это близкие неоимпрессионизму этюды «Дмитриевская дамба», «Весна на улице Чапаева», созданные еще в годы учебы в училище.
Православная тема стала складываться еще в 1970-е. Сначала был натурный этюд «Колокольня Троицкой церкви», написанный с колокольни храма, в котором помещался склад картин и Скульптурный цех Краснодарского отделения Союза художников РСФСР.То состояние полета, которое охватило начинающего художника при виде кубанских далей, открывающихся с колокольни, до сих пор передается и зрителю. С любовью пишет он ободранные стены, подчеркивая материальность, фактуру кирпичной кладки, свет, падающий через проемы в стенах. Эта тема продолжилась в больших картинах последних лет, в которых уже нет прежней непосредственности, но присутствует философский взгляд на мир. Через 40 с лишним лет Папко повторяет композиционный ход раннего этюда («Да не приблизится к нам зло».2014-2015 гг.). Только теперь главным героем становится священник, стоящий на колокольне вновь отстроенной церкви. Реалистическая и жанровая, эта картина полна метафор. Реальные голуби у ног батюшки перекликаются с тремя голубями над его головой, символизирующие единство Бога – Отца, Сына и Святого Духа.
Последняя работа – большая монументальная аллегорическая картина, триптих «Жернова перестройки» (2015 г.), посвященная историческим драмам конца 1980-х. В ней тема порушенных православных святынь переплетается с распадом и разрушением человеческих жизней. В центральной части триптиха «Спас на престоле» изображен священник, соединяющей разбитые части иконы. Фланкируюшие левая и правая части триптиха «Нелегал» и «Обманутый» – это драматические истории о том, как ветеран Великой Отечественной войны становится нелегалом в своей стране, другой персонаж – это старик- нищий, обманутый властью.
Картины Папко полны любовью и жалостью к людям и братьям нашим меньшим. Вот перед нами солдат, пришедший с фронта и увидевший, что на пепелище сгоревшего дома живет собачья семья с многочисленным потомством. Большие полотна «Победитель» (2014-15 гг.), «Будем жить» (2013 г.), «Шел солдат» (2011 г.) написаны в память о Великой Отечественной войне. Здесь, как всегда, бытовое содержание наполняется социальным и при этом глубоко гуманистическим смыслом.
Некоторые жанровые произведения написаны с легким юмором «Огородники эпохи перестройки» (2015 г.), «Загостился» (2015 г.). В них художник не столько улыбается, сколько поэтизирует простую жизнь человека на земле.
Валентин Папко сейчас практически единственный на Кубани, кто из года в год создает все новые тематические картины, разнообразные по темам и образам, но объединенные единством концепции – беззащитности простого человека перед лицом социума. И при этом в его работах так много любви к родному городу, кубанским станицам, природным ландшафтам – бесконечным полям со стогами скошенного сена. Природа всегда прекрасна, и человек, живущий в согласии с ней, может достичь гармонии в душе своей.
Член АИС Татьяна Соколинская