Последовательность в разнообразии
Персональная выставка майкопского живописца, заслуженного художника РФ Бориса Ивановича Воронкина, приуроченна к его 75-летнему юбилею. В экспозицию вошли 50 живописных работ, созданных за 20 лет творческой деятельности: жанровые и символические композиции, пейзажи, натюрморты, портреты.
Все творчество художника построено на сочетании традиций и новаторства, что позволяет ему быть современным, не разрушая прошлого. Он сохраняет интерес к большим проблемам истории, народа и страны, его интересуют моральные и социальные ценности: гуманизм, великодушие, патриотизм. Но при этом он готов самозабвенно погрузиться в жизнь материи – в игру света и тени, в пульсацию живописных фактур, в неотразимое волшебство бытия.
Борис иванович Воронкин родился 20 ноября 1941 года в станице Тбилисской. В 1968 году окончил Краснодарское художественное училище. В 1960 году переехал в Майкоп, где началась его творческая жизнь. С начала 1970-х принимал участие в групповых, городских, краевых, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1993 по 2004 год возглавлял Союз художников Республики Адыгея. C 1993 года – заслуженный художник СХ РФ.
Большую роль в его творчестве сыграли поездки в Дом творчества Союза художников «Академическая дача», построенный еще при И.Е. Репине как место пленэра студентов Российской Академии художеств. Под руководством В.Ф. Загонека, братьев Ткачевых, Ю. Кугача он прошел своего рода аспирантуру, что позволило усовершенствовать профессиональные качества и создать свой пластический язык.
Ранние работы Воронкина – реалистические, поздние более декоративные и символические. В них художник часто использует язык древнерусского искусства, иконы и фрески. Евангельские притчи становятся прообразами его композиций.А в триптихе «Станичники» (2007) автор сочетает традиции древнерусского лубка, иконы с элементами современного концептуализма.
Кубань для художника - это не только реальное, но и сакральное пространство.Он – гений места, чье творчество неотделимо от южно-российского региона. Но опору своей ищущей душе художник видит не только в земле кубанской, но и в северных ландшафтах Вышнего Волочка - священных мест, связанных со знаковыми явлениями русской культуры.
Тема Великой Отечественной войны проходит через все творчество художника. Во многих картинах возникает образ отца, который прошел всю войну.Ранний период творчества - время создания камерных психологических портретов и реалистических пейзажей. При переходе от реалистического к символическому языку меняется концепция человека: человек и природа воспринимаются как единое, гармоничное целое. Художник создает свою иконографию русских красавиц, которых одевает в сарафаны и кокошники («Русская красавица».1987, «От тебя исходит свет».2004). У этих красавиц были свои реальные прототипы, но для создания архетипических женских образов, погруженных в древние пласты русской истории и культуры, он использует большую степень идеализации. В натюрмортах Б.И. Воронкин в какой-то степени обращается к эстетике «малых голландцев», которые вкладывали в свои натюрморты символические смыслы. Так и натюрмортах кубанского мастера множество зашифрованных посланий, обращенных будущим потомкам.