Русская зима
«Русская зима» – это своеобразный подарок куратора выставки Нины Стрижовой жителям нашего южного города, мечтающим о настоящей русской зиме с сугробами. В экспозицию вошли картины и этюды, созданные на пленэре в самых различных местах нашей страны и Краснодарского края.
В поисках зимних впечатлений кубанские авторы всегда стремились на Русский Север, в Среднюю полосу России, на Кавказ. Они искали там то, чего не было на Кубани,-настоящую Россию с ее суровой зимой, морозами, снегопадами или величественные Кавказские горы. Их влекли совсем иные, чем в Краснодаре, эффекты освещения. Они искали более сдержанную колористическую гамму, мягкого блеска солнечных лучей, просвечивающихся через облака, отраженные от покрытой снегом земли, полей, лесов, гор, деревьев и домов. Множество оттенков белого осветило экспозиционное пространство галереи.
С тех пор как французские художники – «барбизонцы», а затем и импрессионисты открыли миру прелесть пленэрной пейзажной живописи, прошло более 150 лет. Но до сих пор она оказалась нужна современным авторам, стремящимся передать свои чувства от красот, увиденных в природе. Возможность диалога с природой – вот что привлекает художников, разрабатывающих концепцию своего, национального (а не экзотического) пейзажа. В России это оказалось возможным со второй половины ХIХ века. Для этого недалеко от города Вышнего Волочка была открыта «Академическая дача» – место пленэра студентов Академии художеств. Воссозданная после Великой Отечественной войны (как Дом творчества Союза художников), она сыграла огромную роль в развитии пейзажной живописи. Многие кубанские авторы в течение всей своей жизни не раз выезжали зимой работать на «Академичку». Среди них: Г.Т. Клюжин (1935-2016гг.), М.В. Архангельский (1937-2006гг.), заслуженный художник РФ Н.П. Калугина (1939-1915), Ю.Н. Пономаренко, В.Г. Андрющенко, заслуженный деятель искусств В.Н. Коваленко, заслуженный художник РФ В.И. Сидоров, С.В. Лымарь, В.Д.Сапач и другие. Если Архангельский развивал традиции постимпрессионизма, трансформируя природу Средней полосы, то остальные авторы оставались в рамках жанра национального реалистического пейзажа, в котором подчеркивали его типические черты. Может быть, поэтому их работы проникнуты легкой ностальгией.
Зима – одна из главных тем в творчестве заслуженного художника Республики Адыгея В.М. Мехеда (1924-1998) – мастера мистического ночного и вечернего пейзажа. Он любил писать Кавказские горы, покрытые снегом, едва различимые в ночном или вечернем сумраке. Другие художники, чье творчество связано с горами, Н.Л. Райбац, С.Дудко «гений места» - авторы целых серий портретов главной вершины Кавказа – всегда заснеженной горы Эльбрус.
Трудно писать подлинно зимние пейзажи жителям равнинной части Кубани. Не так часто выпадает снег, придающий ландшафтам поэтическое настроение. Однако акварелист Н.И. Иноземцев, живописцы В.С. Яковлев, И.Н. Сыромолотов, А. Эсмонт, работая в реалистической манере, каждый по-своему, создают типические, узнаваемые кубанские пейзажи. Если Яковлев пишет в мастерской картины, в которых подчеркивает декоративные качества покрытой снегом земли, то остальные, выходя на пленэр, передают состояние зимней природы, свое настроение и радость от наконец-то выпавшего снега, Нового года и Рождества, всегда приносящего в холодные зимние дни и ночи свет и надежду.