Улыбка дня
C 5 по 31 марта 2019 г. в краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ» проходит персональная выставка живописи кубанского художника Михаила Архангельского (1937–2006), посвященная Международному женскому дню. Экспозиция включает 40 картин – цветочные натюрморты, весенние пейзажи, жанровые композиции, женские портреты.
Известный кубанский художник Михаил Валентинович Архангельский прожил счастливую творческую жизнь, мечтая о Красоте как первооснове бытия. Главным источником этой красоты являлась Природа, понимаемая и любимая им как прекрасная женщина. Природа и женщина всегда вдохновляли мастера.
Природу художник изображал празднично и экзотично. Она словно весенний сад, в котором цветут деревья и благоухают цветы. Сродни цветам образы женщин-бабочек, подобные гейшам из японских гравюр или одалискам из восточных сказок. Художник любил неожиданные ракурсы, уподобляющие женские прелести раскрытым бутонам.
Посланием мастера стала его последняя прижизненная выставка «Свет Земли – любовь», состоявшаяся в декабре 2005 г. в Художественной галерее «САНТАЛ».
Всё, что происходило после 3 декабря 2006 г., было уже без него. Персональные выставки Михаила Архангельского продолжали следовать одна за другой:
«Пламень красок» в ККВЗИИ к 70-летию художника (декабрь 2007 г.);
«Унесённые ветром» в Художественной галерее «САНТАЛ» к 100-летию Краснодарского художественного училища (март 2011 г.);
«Симфония красок» в ККВЗИИ к 75-летию художника (январь 2013 г.);
«Диалог с вечностью» в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусств народов Востока, г. Майкоп (февраль 2013 г.);
«Цветные сны Михаила Архангельского» к 80-летию художника в Краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко (ноябрь 2017 г.);
«Солнечный ветер» в ККВЗИИ (октябрь 2018 г.);
«Улыбка дня» в Художественной галерее «САНТАЛ» (март 2019 г.).
Жизнь художника продолжается в его работах и памяти тех, кто его любит и помнит.
Михаил Валентинович Архангельский родился 4 ноября 1937 г. в Краснодаре. Его отец, участник Великой Отечественной войны, работал токарем высшего разряда на заводе «Октябрь», мать была санитаркой в Первой городской больнице.
С 1946 по 1954 г. Михаил учился в школе № 42 Краснодара, в 1954–1956 гг. работал помощником токаря на заводе «Октябрь», в 1956–1958 гг. служил на Черноморском флоте, в 1958–1964 гг. учился в Краснодарском художественном училище.
Сразу после окончания училища Михаил Архангельский уехал в Ленинград, где несколько лет был вольнослушателем в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультете живописи – в мастерской народного художника СССР А. Мыльникова.
В Краснодар М. Архангельский вернулся в 1968 г. уже сложившимся художником и сразу поступил на работу в краснодарский Художественный творческо-производственный комбинат. Спортивного телосложения, высокий, с рыжеватыми кудрявыми волосами, Михаил пользовался вниманием со стороны женщин, но к 32 годам всё ещё оставался холостяком.
Студентку Кубанского государственного университета (факультета романо-германской филологии) Людмилу Конышеву Михаил Архангельский встретил на стадионе «Динамо», где они вместе занимались теннисом. Она была на 12 лет моложе Архангельского. Любовь, замужество, и в 1969 г. у счастливой пары родился первенец – сын Михаил. По окончании учёбы Людмила получила направление в школу посёлка Беранда (район Большого Сочи), где преподавала французский язык.
В 1973 г. появился на свет второй сын, Георгий. Молодой семье выделили участок для строительства дома в посёлке Детляжка. Место на возвышенном холме М. Архангельский выбирал сам. Именно этот маленький посёлок в районе Большого Сочи стал главным местом его жизни и творчества. Здесь он построил дом, разбил сад. Работа требовала постоянных разъездов, связанных с выполнением заказов в различных городах и станицах Краснодарского края. Он регулярно работал на творческих дачах: в Горячем Ключе, на Академической даче им. И.Е. Репина, в Коктебеле, Гурзуфе, Геленджике. С художником Валентином Мордовиным посетил Русский Север, писали этюды в Кабардино-Балкарии. Жизнь художника была насыщена неустанными поисками мотивов и средств художественного выражения для своих произведений. Кроме живописи занимался графикой, витражом, монументальной росписью, коллажем, керамикой. В 1975 г. стал членом Союза художников СССР.
Через 10 лет семья Архангельского распалась. Людмила с детьми переехала в Краснодар, где у них была квартира, а Михаил Валентинович остался в Детляжке, в своём небольшом домике.
Михаил Архангельский ценил дружбу. В период учёбы в Ленинграде он подружился с художником Владимиром Васильевичем Лубенко, который был также родом из Краснодара, в 1963 г. окончил КХУ, а в 1969 г. – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, а позднее преподавал в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова.
Лучших студентов училища В.В. Лубенко привозил на пленэр в Сочи. По приглашению Архангельского в 1979 г. группа студентов приехала в Детляжку, где и произошла встреча 42-летнего художника Михаила Архангельского с юной студенткой Марией Орлович. Их отношения развивались так стремительно, что предложение руки и сердца и согласие Марии завершилось созданием новой семьи и рождением двух сыновей: Александра в 1980 г. и Даниила в 1982 г.
Разница в возрасте более чем 20 лет не была помехой. Мария работала в школе, в посёлке Беранде, учителем рисования, а Михаил Архангельский по-прежнему в Художественном комбинате Краснодара. Это был период нового творческого подъема. В эти годы Архангельский стал ведущим живописцем Кубани, принимал участие в различных выставках Союза художников в Краснодаре, Москве и других городах . В 1980-е гг. он нашел свой особый стиль – яркий, декоративный, современный. Его работы пользовались необыкновенной популярностью у публики. Отталкиваясь от натуры, художник импровизировал, придавал своим пейзажам и натюрмортам неповторимый декоративно-орнаментальный характер, работал быстро и с упоением, наполненный физической и творческой энергией. Наверное, тогда он мог бы сказать словами А.С. Пушкина: «Я женат и счастлив. Одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменялось…»
Увы! Счастье не бывает долгим. Через 7 лет и этот союз распался. Настали непростые времена в истории нашей страны. Мария в 1988 г. с детьми уехала в Ленинград к родителям, а в 1989 г. – в Израиль. Для М. Архангельского это было потрясением, он понимал, что потеряна возможность общения с сыновьями, терзала боль разлуки с любимой женщиной. До последних дней жизни он ощущал эту кровную связь с Александром и Даниилом, вспоминал каждое их слово, каждое прикосновение. Он писал картины, много картин, пытаясь заполнить пустоту, но ушло из его жизни нечто очень важное, невосполнимое – теплота живого общения.
1990-е гг. вихрем ворвались в жизнь художников. Свобода творчества оказалась пьянящей и для Архангельского. Надеялся, что мечты могут стать реальностью. Его манили путешествия по разным странам, а в советский период он смог побывать лишь в Болгарии.
В это время пришло признание почитателей таланта мастера. В 1991 г. он совершил поездку в Прагу, а с 1992 г. жил и работал в Греции. Благодаря наличию рекомендательных писем получил временную визу, снял мастерскую. Жизнь складывалась вполне успешно. В Греции Михаил Валентинович женился на гречанке Марии. Но в 1996 г. он вернулся домой один, снова резко изменив свою жизнь. Это была другая страна. Эйфории начала 1990-х гг. не осталось и следа.
Приближалась юбилейная дата, к своему 60-летию Михаил Архангельский готовился основательно, картин было много. Для художника юбилейная выставка – всегда ответственный итог творческого пути. Тогда он ещё не знал, что судьба готовила ему главный подарок – встречу с женщиной, музой и берегиней.
Лидии Васильевне Зайцевой тогда было 48 лет, она работала заведующей отделом искусства в Краснодарском доме книги. В сфере ее профессиональной деятельности было общение со многими художниками, которые регулярно приглашали на выставки. Она посещала экспозиции и яркие вернисажи. Много видела картин Михаила Архангельского, однако с художником знакома не была. Их встреча на той юбилейной выставке оказалась не случайной и сразу соединила двух близких по духу творческих людей. Всё, что происходило затем в жизни Михаила, было связано с этой красивой и чуткой женщиной. Это ей он исповедовался о своих прошлых романах, делился радостями, неудачами, тревогами, рассказывал о своей любви к сыновьям. Она стала его другом и помощником.
Умудрённые жизненным опытом мужчина и женщина легко решали вопросы, которые молодым казались сложными. Лидия Васильевна мирилась с трудным характером Архангельского, его внезапной сменой настроения. Она выстраивала добрые отношения с его старшими сыновьями, Михаилом и Георгием, которые живут в г. Сочи, установила связь с Марией в Израиле и ее сыновьями, Александром и Даниилом. Эта женщина умело и тактично формировала у молодых людей образ их отца, достойный уважения.
Двенадцать лет нет с нами Михаила Архангельского, но его персональные выставки продолжаются, и это заслуга преданной, любящей женщины – Лидии Васильевны Зайцевой. Ее усилиями сохранены работы, собраны и выверены биографические данные, бережно хранятся фотографии и стихи – всё для того, чтобы сохранить память о художнике и человеке Михаиле Архангельском, жизнь и творчество которого были наполнены большим непрестанным трудом.
Работы художника вошли в фонды Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, Сочинского художественного музея, Тимашевского музея семьи Степановых, картинной галереи Кореновска, учебных заведений Краснодарского края, картинной галереи астронавта Чарльза Дьюка, Национальной галереи Франции, российского представительства в Ватикане, хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
В фондах Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко находятся двадцать три произведения живописи и графики Михаила Валентиновича Архангельского.
Искусствоведы говорят, что Михаил Архангельский в своих пейзажах создавал образ райского сада, что он писал «потерянный рай». Это была главная концепция его творчества. Но как написать то, что тебе незнакомо? Кто знает, возможно, в самом художнике и был этот Рай…
Нина Стрижова, директор Художественной галереи «САНТАЛ»