Вехи: «Академическая дача» и Бологое - в жизни Николая Константиновича Рериха (1874-1947)

9.10.2024

Посвящается 140-летию основания «Академической дачи» и 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха.

«Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша – полный целебный родник.

Среди обычного луга притаилась сказка.

Самоцветами горит подземная сила.

Русь верит и ждет».

Из очерка Н.К. Рериха «Неотпитая чаша». 1916 г.

       Художник родился в Петербурге 27 сентября 1874 года в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец, юрист Константин Федорович Рерих из старинного скандинавского рода Рерихов, мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова.

        Николай Рерих еще в детстве прошел хорошую школу рисования у академика живописи и скульптуры М.О. Микешина, рано начал интересоваться историей и археологией. Отец надеялся, что сын наследует его профессию, станет юристом, но призвание привело Рериха в 1893 г. в стены Петербургской Академии художеств. По настоянию отца он все же одновременно поступает на юридический факультет университета.

      В Академии Рерих стал посещать мастерскую профессора А.И. Куинджи (1842-1910), система преподавания которого отличалась от традиционной методики. Он учил студентов, не отказываясь от работы с натуры, писать картины по памяти. Именно так Рерих впоследствии писал свои работы, называя их «сочинениями».

        Летом 1894 г. А.И. Куинджи со своими лучшими учениками: Н.К. Рерихом, А.А.Рыловым, К.Ф. Богаевским, Е.И. Столицей и Н.П. Химоной побывали в Тверской губернии под Вышним Волочком на «Академической даче», созданной для летних практических занятий студентов Академии художеств. Вместе с А.И. Куинджи студенты садились в лодки и отправлялись на живописный остров посередине озера Мстино. Здесь целый день писали этюды, а вечером у костра пели песни. Этот остров до сих пор называют «Остров Куинджи».

        «Академическая дача» была открыт 22 июля (по старому стилю) 1884 г., и называлась «Владимиро-Мариинским приютом» в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, великой княгини Марии Павловны и великой княгини Марии Александровны. Огромная заслуга в создании приюта принадлежит русскому меценату, популярному в России общественному деятелю, предпринимателю В.А. Кокареву (1817-1889)., который на собственные средства выполнил строительство и благоустройство многих помещений в приюте. Из арзивных документов видно, что он вникал во все детали творчества учеников Академии и стремился к усовершенствованию их быта. В течение пяти лет, вплоть до смерти в 1889 г. Кокорев был бессменным и бескорыстным попечителем приюта. Его детище, по существу «Русский Барбизон», явилось существенным вкладом в Отечественную культуру. В своей книге «Экономические провалы» (1887) В.А. Кокорев предсказал «Академической даче» большое будущее в развитии национального искусства и все деньги, вырученные от продажи книги завещал в пользу Владимиро-Мариинского приюта.

       Эти места были «краем вдохновения» для многих художников: А.Г. Венецианова, И.И. Левитана, С.Ю. Жуковского, К.А. Коровина, И.Е. Репина и др. Здесь они обретали свою творческую родину.

Для молодого художника Николая Рериха древняя Вышневолоцкая земля с ее многочисленными реками и озерами, дремучими хвойными лесами и светлыми березовыми рощами стала землей обетованной. Когда-то на этом месте было древнее городище, а в период действия Вышневолоцкой водной системы - плотина, через которую осуществлялся пропуск караванов судов. Картина Н.К. Рериха «Волокут волоком» (1915) связана с историей этой местности.

Летом 1899 г., Николай Рерих снова приехал на Валдай уже по заданию Императорского Русского Археологического общества. Он посетил имение князя П.А. Путятина (1837-1919), который в то время считался первым и единственным специалистом по каменному веку, имеющим огромную археологическую коллекцию, включающую в себя находки от палеолита до средневековья. Здесь же была собрана одна из лучших специальных библиотек России, имеющая уникальное, палеографическое собрание разных рукописей, старопечатных книг, свитков. Этот человек впоследствии на долгие годы станет для Рериха другом и учителем.

Встреча с Путятиным и его кабинет-музей произвели сильное впечатление на молодого ученого. Это был тот самый кабинет, в котором трудился и отдыхал император Александр II, приезжая в Бологое на охоту. Но все-таки главное рериховское «открытие» было здесь не в области науки и искусства. Встреча с прекрасной девушкой стала судьбоносной и решила все!

В своем дневнике, спустя годы Рерих записал емко и выразительно: «Во время раскопок, в Бологом, в имении князя П.А.Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!»

Ласковое именование Елены Ивановны Ладой, Ладушкой, другиней, вдохновительницей, Рерих пронес через всю жизнь, посвящая ей свои книги.

Елена Ивановна Шапошникова (1879-1955), дочь Петербургского архитектора И.И. Шапошникова и Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, отдыхала летом у своей тети (жены П.А.Путятина). 20-летняя Елена Ивановна имела хорошее воспитание и образование, была музыкальна и хороша собой, но никогда не кичилась ни своими успехами, ни богатством, ни блистательной внешностью. Её отличительной чертой была забота и сострадание ко всему окружающему миру. Она не боялась выходить к обездоленным и подавала милостыню даже во время эпидемий.

Николай Рерих, был представлен Елене Ивановне, как знаменитый художник. В этот момент судьба соединила жизни двух людей с утонченным чувством прекрасного, широкими взглядами и пытливым умом. Однако Елене Ивановне было нелегко убедить своих родственников, принадлежащих к великосветской знати, в правильности своего выбора. Приходилось прибегать к тайной переписке, встречам и даже тайному обручению. Сопротивление родственников было сломлено лишь тогда, когда Рерих стал секретарем императорского Общества поощрения художеств и получил право прямого доклада к великой княгине. Они поженились 28 октября 1901 г.

На Бологовской земле прошли первые счастливые годы их семейной жизни.

С 1903 г. Н.К. Рерих совершает большую поездку по России, увенчавшуюся многочисленными этюдами старинных архитектурных памятников. Художник в них стремился передать мощь древних каменных сооружений, переживших многие века. Его восхищали храмовые росписи, русская иконопись. Он охотно согласился на предложение княгини М.К. Тенишевой (1858-1928), расписать храм Святого Духа в Талашкине, под Смоленском, и два года занимался монументальной живописью.

Впоследствии он назовет это путешествие паломничеством. Хорошо зная историю России, ее сказания и былины, интересуясь историей и религией Востока, Николай Константинович видел в исторических и легендарных персонажах символы, идущие из глубины времен и дающие потомкам наставление о жизни, нравственности и долге. Уже в начале творческого пути художник заявил о своем понимании знаков истории. Бологовское имение было для Рерихов своеобразной летней мастерской, в которой возникали творческие замыслы, некоторые идеи здесь же реализовались.

         Здесь П.А. Путятин и Н.К. Рерих создали художественно-археологический музей, который давал полную картину этой богатой историческими воспоминаниями местности. Многие пункты раскопок и разведок Рериха в 1899-1916 гг. находились на этих землях, потому в музее Путятиных были и археологические предметы, найденные молодым ученым. Связь Прошлого и Настоящего художник усматривал в неизменно волновавшем его каменном царстве Земли. На протяжении всей жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ камня, возникший в нем при первых археологических раскопках. 

           Сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что в 1916 г. Николай Константинович даже собирался приобрести землю в районе Бологого с тем, чтобы иметь постоянную возможность работать в полюбившейся ему обстановке.

           Здесь, в имении Путятиных, они воспитывали и своих сыновей.

Юрий Николаевич Рерих (1902-1990) – лингвист, буддолог, этнограф, путешественник, пройдя родительскую школу ума и сердца, стал видным ученым-востоковедом.

Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) – выдающийся художник, общественный деятель, агробиолог. О годах детства, проведенных в Бологом и его окрестностях, оставил самые теплые воспоминания.

            Елена Ивановна стала не только женой великого художника и ученого, но и его сподвижницей. Всесторонняя эрудиция и ум этой незаурядной женщины сделали ее автором многочисленных философских трудов и обеспечили мировую известность и признание. Их союз был построен на духовном согласии и сотрудничестве друг с другом. Каждый из них дополнял другого, усиливал творческие импульсы, помогал в реализации начинаний, впоследствии имевших значение для эволюции и культурного развития всего человечества.

        Когда после революции 1917 года, художник оказался в вынужденной эмиграции. Все годы трудных жизненных испытаний, в Скандинавии и Англии, в Америке и Азии, Елена Ивановна была рядом с Великим человеком, художником-мудрецом, Николаем Константиновичем Рерихом, до последнего дня его существования - 15 декабря 1947 г.

           В 1949 г., усилиями Елены Ивановны и ее соратниц К. Кемпбелл-Стиббе и З.Г. Фосдик был создан в Нью-Йорке музей Н.К. Рериха. 8 лет жизни без мужа Елена Ивановна посвятила сохранению памяти о нем. «Урусвати» - именно под этим именем известна Елена Рерих для своих последователей, что в переводе «Свет утренней звезды»

           В итоге творческой жизни Н.К. Рерих живописец, археолог, философ, путешественник, писатель и поэт, оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие - это тысячи живописных произведений, свыше 600 научных и публицистических работ, стихов и прозаических сочинений.

           Результатом его работы стало заключение Международного договора – Пакта Мира, известного ныне как «Пакт Рериха».

 

Нина Стрижова,

иректор Художественной галереи "САНТАЛ"