Вторая жизнь дерева

17.05.2022

Юрий Петрович Кузнецов родился в селе Соловьево в Казахстане 19 июня 1941 года, куда в 1937 году переехали его родители – жители Алтая.  В 1959 году окончил Семипалатинский автодорожный техникум. Служил в армии. В 1970 году был снова призван в ряды Советской армии, сдав экстерном за полный курс военного училища. Служил в Казахстане, Сибири, Украине, Узбекистане.    В тридцать три года увлекся скульптурой.  Участник выставок в Новосибирске, Навои, Самарканде, Ташкенте, Бухаре. Член Союза художников Узбекистана.  После демобилизации   жил в Навои, с 2012 - в Ейске, а с 2021 года   живет в Краснодаре.

Деревянная скульптура – наиболее древний вид искусства в России, уходящий корнями в доисторические, языческие времена. В христианскую эпоху она была больше распространена на Русском Севере, где и сохранилась как атрибут православного культа до ХХ века. На рубеже ХIХ – ХХ веков происходит Возрождение деревянной скульптуры, что связано с интересом мастеров   искусств к древнерусской истории и культуре. Духовными и профессиональными ориентирами для Юрия Кузнецова стали выдающиеся российские скульпторы Сергей Коненков и Степан Эрзя (Нефедов), возрождавшие в первой половине ХХ века традиции русской деревянной скульптуры.  

      Как и многие мастера, работающие с деревом, Кузнецов обращается к архетипическим сюжетам русских народных сказок, мифов. Его также интересуют   социальные и   философские темы.  Но первой его работой стала небольшая жанровая юмористическая композиция «Не руби   сплеча. Пили, но знай меру», созданная в качестве подарка для любимой жены к 8 Марта.  На деревянной доске он расположил полено с пилой на козлах   и пенек с топором, символизирующие «антагонизм» мужского и женского.    Это было еще в 1974 году, когда Кузнецов служил в армии (в Усть-Каменогорске) и не думал о профессиональной карьере художника.

Увлекшись резьбой по дереву, Юрий Петрович работал дома, сначала занимался мелкой пластикой, затем семья выделила ему комнату в квартире. Появилась возможность заниматься   станковой скульптурой, а затем перейти и к поиску более монументальных форм. Мастер сам начал изготавливать инструменты для работы, варить особую мастику для покрытия   дерева, изобрел свой способ обжига дерева, появились секреты сварки и ковки металла.  В Узбекистане он любил работать с корнем шалфея, тутовником, в Новосибирске с березовыми капами, на Кубани с акацией, корнем шалфея и карагачом. Всего он использовал корень жимолости татарской, дуб, карагач, иву, вишню, грушу, тутовник.

Но главное -  его всегда интересовал образ человека во всем его многообразии. Создавая свои произведения из отжившего материала, он вглядывался в выброшенный на обочину дороги корень: а что за человеческий тип скрыт за этими сухими, замшелыми корягами? Одна из ранних работ - «Старец» (1975) - напоминает своего рода маску с этническими казахскими чертами: погруженный в себя древний суфий, наделенный многовековой мудростью.  

       1970 –е годы – это время службы Кузнецова в армии. Не удивительно, что он создает много работ, проникнутых патриотическим пафосом. «Не по зубам орешек» (1976) – это фантастический, отчасти карикатурный образ Гитлера с рогами, в котором угадывается   иконография   Медузы – Горгоны. Помимо дерева художник использует здесь камень, которым «подавился» агрессор.

Гомо сапиенс («Первобытный человек». 1978)   у Кузнецова не злой, не коварный, не вечно голодный. Он, как дух леса, живущий в соединении с миром природы. Это лесовик, леший, охраняющий лес от современной цивилизации, несущей разрушение первозданной природе. Здесь используется очень редкий нарост на березе (березовый кап), который прочнее, красивее, красочнее, чем   ствол дерева, поэтому и персонаж получается выразительный и фантастический.     Цвет, фактура, текстура березового капа, чем-то подобная   тканям, позволяет создать динамичный и экспрессивный образ девушки – модели в работе «Модница» (1992).   Для этой работы   березовый кап художник нашел в Новосибирске, где в то время служил в армии, и не мог не использовать декоративные возможности этого материала.  

     Есть целая серия работ, посвященных литературным образам, фильмам, древнегреческим мифам, русским народным сказкам. Романтическое мироощущение видим мы в «Демоне» (1980), созданным под впечатлением   поэмы М.Ю. Лермонтова и   картины М. Врубеля.   А в работе «Джентльмен удачи» (1988) мы видим образ любимого киноперсонажа в исполнении актера Евгения Леонова.  «Бабетта» (2000)       воскрешает в памяти старшего поколения фильм «Бабетта идет на войну» с участием знаменитой французской актрисы Бриджит  Бардо.  Отец троих дочерей, Кузнецов не мог пройти   мимо детской литературы. Его «Старик Хоттабыч» (1986) и «Доктор Айболит» (1999) выполнены в стиле, близком народному искусству. Хоттабыч и Айболит в понимании Кузнецова – фольклорные образы, близкие детскому мироощущению. 

 Есть работы, несущие в себе черты рельефа, другие ближе круглой скульптуре. Среди них «Круговая оборона» (2005), восходящая к иконографии древнеримского божества Двуликого Януса, который уступил свое место демиурга Юпитеру.   Выразительные декоративные образы представлены в анималистическом жанре. В основном – это птицы («Птица».2000), узнаваемые или фантастические, но всегда выражающие характер модели. Художнику свойственно очеловечивать их, вносить в представление о братьях наших меньших черты душевного тепла, свойственного людям.

    Скульптор обладает даром создавать характер, который он   способен увидеть в куске неоформленного дерева.  «Земляк» (2010) – легкий шарж на казака с огромными усами, круглым лицом, довольного жизнью гедониста, человека счастливого и самодостаточного. В этом образе мы видим целую жизнь человека. Здесь словно раздвигаются представления о пространстве и времени: отдельный человек – это и есть целый Космос, живущий по макрозаконам.

Кузнецов - из тех творцов, которые чувствуют природу материала, способны материализовать духов деревьев, увидеть в их очертаниях формы животных, людей, русалок, живущих на ветвях, вещих воронов, говорящих котов.    Он уходит в лес, парк, сквер, ищет там упавшие деревья или их части, видит в них формы и образы будущих скульптур и воскрешает их из стволов и корней, веток и сучьев.

     В одной из лучших работ 1990-х «Амур – Батюшка» (1994) присутствует стихийный пантеизм, создается магическая вселенная архаических символов   коренных народов Сибири. И вместе с ними мы погружаемся в      фантастические миры традиционной культуры. Фольклорный образ очеловеченной реки   напоминает древнегреческий миф об одном из сыновей великой реки Океан, омывающей землю.     «Ерофеич» (2005) – работа амбивалентная, в которой присутствует и жанровый, и символический характер. Это простой русский мужик, лукавый и мудрый, и одновременно древнерусский языческий Бог в виде солярного знака.

Фантастика сочетается с вполне современным мировоззрением. И его персонажами становятся   исторические деятели, музыканты, писатели, военные. Это «Гейша», «Мулла», «Пушкин», «Дервиш», «Музыкант», «Пасечник», «Паганини», «Казак», «Философ», «Самурай» и прочие.     Он создает своего рода энциклопедию человеческой жизни (по национальности, профессии, религии, мифологии), различные антропологические типы, анималистические образы, предметы быта.  

     Кузнецов -  мастер изображать обобщенные этнические типы («Японец». 2003, «Мулла». 2004, «Оленевод».1996, «Гуцул». 1979).  У него также много жанровых работ, где присутствует юмор или шарж «Поп – толоконный лоб» (1977), «Тетя Дуся» (2010).

Человек по Кузнецову – это средокрестие между миром горним и дольним. Эта христианская философская концепция находит подтверждение в современных научных представлениях о Вселенной. Связанный традицией древнерусской резьбы по дереву, мастер, сознательно или бессознательно, во многих своих работах использует фрактальные способы композиции, которые были открыты в живой природе и художественном творчестве в 1980 – е годы различными учеными – биологами, математиками и гуманитариями. Работая с корнями деревьев и их ветвями, он заметил, что, взяв любую отдельную часть дерева, мы получаем объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого. Кроны и корни деревьев не равны, но тождественны друг другу. Они представляют геометрические фигуры, каждый фрагмент которых повторяется при уменьшении ее масштаба. Крона – видимая часть дерева- является отражением корневой системы. Так и жизнь человека подобна корням и ветвям, копирующим предыдущие в новом масштабе.  Эта мысль стала для художника не только техническим приемом, но философией, эстетикой, этикой человеческой жизни. Он увидел в корнях и стволах не бездушные формы, а живых людей, наделенных своей судьбой, чувствами, мыслями. 

       Мастер часто использует художественный прием non finito (незаконченное), который возник еще в ряде работ   Микеланджело и получил распространение в изобразительном искусстве и скульптуре ХХ века – у Врубеля, Эрзи, Коненкова. Для него характерно сочетание фигуративного, реалистического изображения с условным или абстрактным, что позволяет создавать более выразительные, динамичные образы, подчеркивать загадочные рисунки древесины, разнообразный диапазон   оттенков. Эффект незаконченности, не детальная проработанность поверхности, рельефная резьба позволяют передавать глубоко эмоциональное напряжение, вкладывать свое личное чувство. Этот эффект присутствует во многих работах («Пушкин». 2007, «Пасечник».2002, «Паганини».2006).

       Демобилизовавшись из армии в 1990 году, Юрий Кузнецов работает 6 лет заместителем директора колледжа в городе Навои, потом еще два года руководителем кружка «Лесная скульптура» в том же колледже.  В 2012 году семья переезжает в Ейск. И отставной военный   продолжает свой творческий путь на новом месте. Очень скоро он становится в Ейске человеком известным.  Едва поселившись здесь, скульптор находит применение своим творческим силам. Он занимается садово-парковой скульптурой для парка имени знаменитого русского борца И.М. Поддубного. Директор парка предлагает несколько площадок для установки его работ, большая часть из которых выполнена из корней деревьев. А после персональной выставки «Лесная сказка», на которой были представлены произведения из дерева и металла, в городе его стали называть Папой Карло. 

 

     Подобно тому, как Микеланджело видел форму в    мраморе, Кузнецов стремился найти свои сказочные образы   в корнях отживших пней.   Пушкинские образы «Голова витязя» из «Руслана и Людмилы», «Старик со старухой», персонажи Корнея Чуковского «Айболит со зверями», «Голова Медузы Горгоны» - все эти скульптуры и скульптурные группы расположились в той части парка, которую назвали сквер имени А.С. Пушкина. Эти работы – предельно эмоциональные, выразительные, в каждую автор вкладывает   свое личное чувство. Объемная резьба в сочетании с плоскостной, сквозной и рельефной придает работам высокую степень декоративности. Они не только украшают парк, но формируют пространство. Всего двенадцать работ созданы для парка, а пять расположились во дворе госпиталя.

    Во многих древних культурах, в том числе и раннехристианской, существовало изображение Древа Жизни – фрактальная по композиции скульптура, рельеф или картина, имеющие символический смысл связи времен, формулы Вселенной. Многие художники и сейчас воспринимают Древо Жизни как архетип, пришедший к нам из глубины веков.  Он имеет метафорический смысл: ветви и ствол не существуют без корней, современность без истории, дети без родителей, будущее без прошлого. И Юрий Кузнецов в своих работах размышляет о связи времен, воскрешает из корней и стволов деревьев «тени забытых предков». Чтобы помнили.

                                                                                                    Член АИС Татьяна Соколинская