Выставка художественных работ кубанских живописцев

10 октября – 31 октября

БРАТЬЯ ЛАЗЕБНЫЕ

В России, как известно, поэт больше, чем поэт, и художник больше, чем художник. Речь идет о моральном императиве, опре-деляющем русское искусство начиная со второй половины ХIХ века. Эта социокультурная традиция нашла свое воплощение и в советском реалистическом искусстве, яркими представителями которого являются братья Владимир и Василий Лазебные. Их творчество принадлежит эпохе позднего социализма, когда реалистическая парадигма стала наполняться формальными, как тогда говорили, элементами. В самом деле, в их картинах 1970–1980-х годов начали формироваться стилевые черты региональной южно-российской школы, для которой характерны большая, чем в столицах, эмоциональность, декоративность, простота, открытость. Все эти черты провинциального южнорусского мейнстрима, возникнув в их творчестве в ранний период, продолжают свое развитие и в последующие два десятилетия. Земля как хранитель извечных человеческих ценностей – главная тема и концепция творчества Владимира и Василия Лазебных, поэтому они остаются верны природе, преображая ее лишь силой своего чувства.

Братья родились в станице Кугоейской Крыловского района Краснодарского края. Владимир – 26 октября 1948 года, Васи-лий – 7 января 1955 года. Оба окончили художественно-графический факультет Кубанского государственного университета. Лазебные – участники городских, краевых, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок, члены Таганрогской организации ВТОО «Союз художников России» (соответственно с 1989 и 1990 годов), живописцы, графики, мастера пейзажа, портрета, натюрморта, реже – жанровой картины, рука об руку работали в домах творчества «Горячий Ключ» и «Старая Ладога».
Они стоят у истоков формирования живописной школы Юга России, работают в Ростовской области, Краснодарском крае, а также выезжают на пленэры на Русский Север.

1980-е годы – наиболее успешные в творчестве братьев Лазебных. В 1986 году 100 их живописных работ вошли в экспозицию Санаторной образцовой школы-интерната № 18 г. Таганрога. В 1987 году на малой родине художников, в станице Кугоейской открывается картинная галерея, состоящая более чем из ста их работ по живописи и графике. В эти же годы проходит ряд персональных выставок в Ростове-на-Дону, Таганроге. Владимир совмещает творчество с административной работой. В 1972–1973 годах возглавляет Картинную галерею Алексея Исаевича Майстренко в поселке Октябрьский, с 1978 по 1980 год – директор художественной школы в Таганроге, начальник цеха в Таганрогском художественном фонде. В 2000 году Владимир возвращается в поселок Октябрьский, где до сих пор живет и занимается творчеством.

По трансформации портретного, пейзажного жанров и натюрмортов можно сделать вывод об эволюции творчества братьев-художников, их отличии друг от друга. Ранние работы Владимира с их монохромным, лаконичным языком несут в себе черты позднего сурового стиля, в котором чувствуется влияние майкопского живописца В.М. Мехеда и выдающегося московского художника В.Е. Попкова. Владимир Лазебный обращается к северной теме, поэтизируя нелегкую жизнь сельских жителей. На портретах 1970–1980-х годов изображены, как правило, сельские труженики, сросшиеся с землей в единое целое, школьные учителя, несущие свет знаний в российской глубинке. Это жители провинции, простые русские люди с их сложными судьбами. Социальный, бытовой портрет включает элементы жанровой картины. Пейзажи и натюрморты, в которых проявляется стихия сложных живописных пастозных замесов («Свет в окошке». Х., м. 1986, «Портрет деда Лихаря». Х., м. 1985, «Семья». Х., м. 1985), по-вествуют о человеке, его душе. Экзистенциальность сюжетных линий и образов доносит до нас дух времени.

Василий Лазебный работает в свободной живописной манере. Его палитра декоративна и мажорна. На него в определенной степени повлияли традиции русского импрессионизма и постимпрессионизма, лекции профессора художественно-графического факультета, теоретика живописи ХХ века Георгия Васильевича Беды, развивавшего пластические идеи Константина Коровина.
Он использует открытый цвет, сочетает этюдный подход к композиции с академическим решением, позволяющим преодо-левать статику. Для характеристики персонажей в портретной живописи Василий использует иногда игровую, этюдную манеру. К примеру, «Портрет Ани Добролетовой» представляет собой сочетание интимного, психологического с острохарактерным состоянием модели.
Василий работал сначала в Художественном фонде Таганрога, в настоящее время преподает в художественной школе станицы Кугоейской. Многие из его учеников стали студентами художественно-графического факультета КубГУ и Краснодарского художественного училища, Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Творчество Владимира и Василия Лазебных, выросшее из традиций русской реалистической школы, представляет собой яркий пример регионального искусства. Сохраняя иной раз черты повествовательности, свойственной литературоцентричной русской культуре, они культивируют онтологическую природу живописной структуры ХХ века. Художники создают правдивую и при этом поэтичную картину жизни и миросозерцания людей поздней советской и постсоветской действительности.

Член Регионального отделения
Ассоциации искусствоведов
Т.И. Соколинская