Выставка кубанских художников «Во имя жизни»
На открывшейся 12 апреля выставке галереи «Сантал» «Во имя жизни», посвященной Великой Отечественной войне, представлено целое созвездие выдающихся художников Кубани второй половины ХХ – начала ХХ1 веков. Среди них: народный художник СССР В. Мордовин, заслуженные художники РФ Р.И. Солуянова, Г.А. Булгаков, В.А. Онищенко, В.В. Кухно, В.Ф. Папко, Б.И Воронкин, Г.К. Забелина, заслуженный деятель искусств Кубани И.Я. Коновалов, художник Г.Т. Клюжин, Н.С. Захаров, П.Д. Филиппенко, А.В. Еременко, А.Н. Нижельский и др. Именно в творчестве этих авторов с наибольшей полнотой проявились основные стилевые и концептуальные тенденции советского искусства с 1960 – х годов до сегодняшнего дня.
Наиболее значительные произведения о Великой Отечественной войне в советском изобразительном искусстве и литературе начали появляться с конца 1950 - годов ХХ века. Художники и писатели получили возможность трезво осмысливать суть происходящих событий и создавать произведения масштабные, глубокие, свободные от публицистики первых послевоенных лет. Это было время расцвета тематической картины, развивавшейся в эстетике неореализма и сурового стиля. В них сочетался подлинный героический пафос с трагизмом бытия человеческой личности. В центре внимания литературы и искусства того времени стал «маленький» человек (простой солдат, его жена или мать). Правдивость, искренность, вера в светлое будущее, революционный романтизм – вот что отличало произведения конца 1950-60 годов. В 1970-1980 годы в искусство пришла рефлексия, патриотическая патетика сменилась проникновенным, аналитическим, отчасти философским взглядом на жизнь. В эти годы художники стали реже изображать батальные сцены. Их больше заинтересовал человек на войне, его трудная судьба. Героями произведений стали также люди, работавшие в тылу.
Именно эти черты мы видим в работах художников Кубани, создавших своеобразную летопись той трагической эпохи. Портреты ветеранов, их жен и матерей, тематические картины и натюрморты – все это является своего рода энциклопедией человеческой жизни перед лицом нависшей над ним угрозы. Художники создают как правило эпическую картину мира, но находят также место и лирике. Народ в целом и отдельные его представители – герои выставки «Во имя жизни».
Картина В.А. Онищенко «Тревожное время» (1967 г.) представляет собой яркий пример сурового стиля с его монументальностью и лаконизмом образов, графичностью языка, героическим содержанием. Образ женщины-матери и жены солдата создан приемами контраста темного и светлого, что придает внутреннюю динамику внешне застылым формам. Выразительность силуэта – одно из достоинств картины, что позволяет следовать глубинным архетипам женщины-матери, солдатки, потерявшей на войне всех своих близких.
Тот же монументальный дух – в основе языка народного художника СССР В. Мордовина. Но его произведения подчеркнуто живописные, отчасти декоративные. Герои картин «Ожидание» (1973 г.) и «Табунщики» (1978 г.) – простые люди: мать, ожидающая сына с войны, пастухи в горах Кавказа. Здесь те же образы людей с нелегкой судьбой. Образы Мордовина – психологически содержательные, наполненные внутренним, духовным светом.
Признанный мастер жанровой картины Г.А. Булгаков представлен двумя работами: «Медсестра» (1992 г.) и «Родная мелодия» (1982 г.). Как никто другой, он умеет рассказывать истории. Медсестра со шприцом в руках, советские офицеры и солдаты в полуразрушенном немецком доме, сидящие рядом открытым роялем. Все эти персонажи живут своей жизнью, сочетая быт с бытием, обыденное с высоким. Изображая простые сюжетные сцены, Булгаков умеет говорить языком эпоса.
В картинах В.В. Кухно «Военная почта» (1984-85 гг.) и «Чем ты помог фронту?» «1984-85 гг.». героическое содержание подчинено экзистенциальной логике человеческого существования. Используя язык метафоры, он преобразует традиционную реалистическую композицию в сложное декоративные пространство, объединенное единством колорита и состояния.
На Кубани традиции сурового стиля продолжаются все 1970-е и 1980-е годы. Они вновь возникают в картине В.Ф. Папко «У своих», написанной в 2013 году и посвященной памяти его учителя Г.М. Коржева. В сочетании с эстетикой и философией неореализма возникает произведение яркое, монументальное, передающие дух времени и вполне актуальное в наши дни.
В последние годы не так много появляется работ, в которых тема Великой Отечественной войны была бы решена широко и масштабно. Поэтому экспозиция выставки «Во имя жизни», связывая на одном пространстве прошлое и настоящее, позволяет взглянуть на наше героическое прошлое глазами сегодняшнего, молодого зрителя, для которого события Великой Отечественной войны представляются далекой и отчасти забытой историей.
Татьяна Соколинская