Выставка «Лучше гор могут быть только горы»
«Лучше гор могут быть только горы»
11 декабря в Краснодарской галерее «Сантал» открывается выставка живописи ведущих художников Кубани «Лучше гор могут быть только горы», посвященная Международному дню гор. На ней представлены 60 работ , созданных во второй половине ХХ-начале ХХI веков.
11 декабря все любители горного туризма и альпинизма отмечают Международный день гор. Праздник был учрежден в 2003 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН с целью привлечения внимания общественности к проблемам развития горных регионов. Горы занимают более одной четвертой поверхности суши, играют важнейшую роль в продвижении нашего мира к устойчивому экономическому развитию и являются домом почти 10 процентов населения. Они не только дают источник средств к существованию и благополучию почти 720 миллионов людей, проживающих в горных районов, но и имеют глобальное значение, как источник большей части мировых запасов пресной воды, место обитания уникального биологического разнообразия и расположения богатого культурного наследия, популярное место отдыха и туризма.
Но во все времена горы привлекали внимание поэтов и художников и как источник вдохновения, и как место где сохраняется первозданная природа и традиционный уклад жизни людей.
Такой романтический во многом взгляд существует до сих пор, являясь стимулом не только для художников, но и для альпинистов, совершающих восхождения на высокогорные вершины, что редко мотивировано практическими соображениями. Альпинисты, как и деятели искусства, – романтики по своей природе: им необходимо преодолевать трудности ради утверждения силы своего духа.
В китайском учении фэн-шуй горам отведено особое значение, так как считается, что горы помогают человеку заручиться особой поддержкой. Поэтому в книгах по фэн-шуй есть множество рекомендаций по расположению художественных полотен с изображением гор, так, чтобы их энергия способствовала процветанию социальному и духовному росту человека.
Для многих горы – это дорога к небу на пути духовных исканий, а не только необходимость эстетических переживаний. В этом суть творчества японских и китайских художников, русских и западноевропейских романтиков или символистов: Каспара Фридриха. Святослава и Николая Рерихов, Чюрлениса, Гогена и Ван Гога, армянских художников ХХ века. Интересно, что поэт-романтик Михаил Лермонтов, будучи на Кавказе, писал с натуры горные пейзажи.
Для представителей русской живописи классического периода, которые предпочитали национальный среднерусский и северный пейзаж, горы считались нетипичным, экзотичным ландшафтом. Ситуация изменилась в ХХ веке, особенно в послевоенный период, когда у многих живописцев появилась возможность странствовать по миру. Кавказ стал излюбленным местом пленэра и для профессиональных художников, и для студентов художественных вузов.
В творчестве художников Кубани эта тема принадлежит к числу наиболее любимых. Утратив приметы экзотичности, горы все же не стали чем-то обыденным и бытовым, как равнинные ландшафты. Ломаные линии, монументальность, буйство красок – все это возвышает и в буквальном, и в метафорическом смысле.
У каждого из участников выставки свой взгляд, свое видение и понимание этой темы. Самые ранние из представленных работ созданы в Крыму, который после Великой Отечественной войны был излюбленным местом пленэра. Этюды Г.А. Булгакова «Крым. Лодка» (1965 г.) и «Предгорье»(1978 г.), Н.И. Иноземцева («Крым.Судак»), К.Ф. Печурички, В.Ф.Бугая и др. написаны в свободной живописной манере с использованием световоздушной перспективы. Аналогичны по языку работы И.Н. Халюткина («Весна в горах»), В.М. Мехеда («Кавказ»), И.Амияна («Ани»), но их письмо корпусное, материальное, тяготеющее к декоративности. И следующий круг живописцев работает уже в предельно декоративной манере (М.В. Архагельский, А.А.Паршков). Их интересуют яркие цветовые созвучия, натура уходит на второй план, а на первом месте оказывается индивидуальность самого художника.
Большая часть работ выполнена в эстетике русской пленэрной живописи второй половины ХХ века, синтезирующей стилевые приемы реализма и импрессионизма. Представители «французской» декоративной манеры близки постимпрессионизму, а другие авторы работают в современной академической или фотореалистической манере. Таким образом, на выставке присутствует весь спектр пейзажной живописи, отражающий все многообразие современных стилистических тенденций, традиций и новаций.
Большинству художников интересны не только склоны Фудзиямы, Эвереста, Эльбруса или менее известной Цахвоа (самой высокой вершины Краснодарского края), но и безымянные тысячники или предгорья Кавказа, которые многие десятилетия являются местами постоянных их выездов на пленэр. Кубанские «барбизонцы» (В.И. Оноприенко, А.А. Тахтамышев и др.), отдающие предпочтение созерцательному переживанию природы, представлены лирическими этюдами окрестностей Абинска, в которых пленяет некая недосказанность и поэтичность. Им близок А. Чечин с его изысканной линеарностью, отдаленно напоминающей японские литографии.
Стоить акцентировать внимание на творчестве заслуженного художника России Сергея Дудко, который является также мастером спорта по горному туризму и альпинизму и совершал восхождения на различные вершины Кавказа, Памира, Гималаев. Изо всех поездок он привозил этюды, которые потом становились картинами. Его всегда интересовало высокогорье, те ландшафты, где уже нет места человеку и животным, а только сверкающий на солнце снег и скалы, на которых уже ничего не растет. Дудко создает свои работы на высоте 3 тысяч метров, где замерзают масляные краски и приходится пользоваться специальными разбавителями.
Николай Райбац любит панорамные горные «ведуты», включающие не только вершины, но и прилегающие долины с реками, жилищами людей на склонах. Он пишет в основном Кабардино-Балкарию – место своего рождения, детства и юности. Пишет места, в которых ему знаком каждый камень. Отсюда ностальгические нотки, повторяемость композиционных решений, стремление создать целостный образ мира, живущий в состоянии гармонии.
Юрий Пономаренко представляет работы, созданные на Алтае, который привлекает его не только внешней красотой, но и способностью вызывать у людей, находящихся на склонах гор, особое энергетическое чувство, позволяющего входить в состояние медитации. Пономаренко, Райбац и Дудко ищут в природе не изменчивое, а вечное, поэтому их работы несут в себе не только созерцательное, но и философское отношение в миру.
Горные пейзажи, вошедшие в экспозицию, каждый по-своему олицетворяет собой Россию во всем ее многообразии. В Природе художники ищут свой Рай. Ищут и находят.
Член АИС Татьяна Соколинская