Выставка памяти Валерия Кухно.
Валерий Валентинович Кухно ( 1945 – 1998) родился в Армавире. Окончил Краснодарское художественное училище в 1972. Учился у выпускника Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, А.М. Тавлеева. Начал выставляться с 1973 года.
С 1982 года – член Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России». Принимал участие во всех всесоюзных и всероссийских выставках, проходивших в Москве, а также в зональных, краевых и групповых выставках в Краснодаре, Горячем ключе. Занимался преимущественно пейзажной живописью. Много работал в Домах творчества «Академическая дача» и «Горячий Ключ», выезжал на пленэры в Новороссийск, Ейск, Джубгу, Хадыженск, Кутаис. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко и частных собраниях в России и за рубежом.
Валерий Кухно – представитель провинциального художественного мейнстрима 1970-80 – х годов ХХ века. Время его становления как живописца пришлось на эпоху, когда синонимом свободного художника стало стремление к непохожести на других. Поиски самого себя в представлении молодых авторов того времени непременно было связано с поисками в области языка. Найти себя значило найти свой индивидуальный стиль и технику письма. Это притом, что давление официального искусства весьма ограничивало эти поиски. Начинающие художники того времени, если они стремились не к социальной ангажированности или к протестным формам андеграунда, а к раскрытию своих внутренних интенций, как правило, углублялись в область живописных технологий. Но и здесь их поджидала своего рода амбивалентная стихия. На одном полюсе были сторонники живописи старых мастеров эпохи Возрождения, голландцев 17 века, - на другом – представители декоративной постимпрессионистической живописи.
Валерий Кухно, подобно древним китайским мудрецам, избрал для себя срединный путь. Сохранив формальную верность реализму и в тематике, и в композиции, он разработал своеобразный пластический язык, в котором органично соединялись традиции лессировочной живописи старых мастеров и технологические новации начала ХХ века.
Советская теория изобразительного искусства искусственно разводила модернистов и реалистов, в то время как в реальной художественной практике эти два полюса нередко влияли друг на друга.
Кухно – яркий представитель реалистической школы, обогащенной находками полузапрещенной тогда предмодернистской эстетики. В этом была его свобода, позволяющая создать параллельный мир, внешне аналогичный общепринятому.
Пейзаж (или пейзаж-картина) оказался тем жанром, в который можно было уйти, не вступая в полемику с официальной эстетикой. Он работал то мелкими, то более крупными мазками, сплавливая их в единое целое с помощью красочных фактур и лессировочных слоев, добиваясь передачи материального мира. Очень своеобразно понятая постимпрессионистическая живопись, из которой убрали открытый цвет, «состарив» покрытиями поверхность холстов.
Он знал, что такое колорит в самом традиционном смысле этого слова. Колорит как гармония, соразмерность частей и целого. Для этого использовалась достаточно сложная и необычная в то время технология. Художник не применял готовых грунтов, а изобретал свои. Подобно французскому живописцу Морису Утрилло, использовал песок, создавая фактурную поверхность на холсте. Помимо этого он собирал фузу (остатки краски на палитре) у друзей-художников и добавлял ее в грунтовую смесь, создавая штукатурную основу – красочный рельеф, играющий роль имприматуры. Иногда применял в качестве растворителя белую нефть, найденную в поселке Кутаис. Таким образом, когда начинался сам процесс писания картины, уже были прокрыты тона. В отличие от большинства художников, приезжающих на этюды с картонками, Кухно часто возил с собой готовые, до метра размером, холсты. Процесс заканчивался покрытием готовой работы олифой, реже – лаком. Впрочем, были и этюды, написанные а ла прима, - без того, что можно назвать индивидуальной манерой письма, похожие на множество других.
Кухно владел всеми разновидностями пейзажного жанра: сельские и индустриальные пейзажи, марины, тематические пейзажи-картины, в которых легко узнавался его оригинальный почерк. Как художник он сформировался в Доме творчества «Академическая дача», где провел значительную часть своей творческой жизни и где познакомился с ведущими пейзажистами того времени: Ю.П. Кугачем, В.Ф. Загонеком и др. Будучи жителем юга, был подвержен центростремительным тенденциям, в целом характерным для советского искусства, игнорирующего региональные художественные процессы. По числу Всесоюзных и Всероссийских выставок побил рекорд среди художников Кубани. Принимал участие в самых различных московских проектах, посвященных памятным датам, теме спорта, морским просторам, добыче нефти. Большое внимание уделял теме Великой Отечественной войны, которой посвятил десятки своих произведений («Горькие годы войны».1987. Холст, масло, «Тревожные вести с фронта 1985. Холст, масло).
На персональной выставке Валерия Кухно в галерее «Сантал» представлены работы преимущественно середины 1980 - годов - произведения зрелые, в которых не только тема, но и язык стал носителем философского и социокультурного содержания, актуального в позднее советское время.
Кухно наследует традиции лирического пейзажа-настроения ХХ века, а иногда использует приемы «сурового стиля». При определенной повествовательности и даже театральности, изображение часто приближается к переднему плану, что усиливает черты декоративности, появившейся в живописи художников юга России в 1970-1980 годы. Это позволяет при работе с натуры уходить от чистого пленэра. Стоит обратить внимание на пейзаж «Крыши» (1985. Холст, масло), написанные под явным влиянием Сезанна, что еще раз свидетельствует об интересе к живописным новациям ХХ века. А этюд «Море у Джубги» (1986. Холст, масло) – пример владения языком импрессионизма.
Он постоянно находился в поисках мотива, поэтому география работ весьма обширна. Марины, написанные на берегах Черного, Азовского морей, Кубанского водохранилища, ландшафты Горячего Ключа, Новороссийска и многочисленные серии Средней полосы России, чаще созданные на «Академичке». Кухно вполне достоверно изображает ландшафты и архитектурные сооружения», но в живописных приемах мы видим яркий авторский субъективизм.
Большая серия посвящена одному из самых поэтичных мест России - району Вышнего Волочка - где расположен Дом творчества Союза художников «Академическая дача» - излюбленное место пленэра для многих пейзажистов («Академическая дача. Восьмигранник». 1885. Холст, масло), «Лето на Академичке». 1985. Картон, масло). Другая большая серия «Заповедные места Тверской земли» («Последний снег. Дом бабы Ани». 1985. Холст, масло, «Торжок». 1987. Картон, масло).
Кухно поэтизирует обыденную жизнь простых людей («Весна в Серебрянниках». 1981. Холст, масло, «Деревенская свадьба». 1990. Холст, масло). Видит красоту не во дворцах, а в старых сельских банях («Старые бани». 1985.), полусгнивших избах, провинциальных древнерусских городках, маленьких приморских поселках, старых поржавевших кораблях.
Особое внимание принадлежат тем ландшафтам, которые окружали его с детства. Это берега Азовского моря с лежащими на берегу рыбацкими баркасами («Старые корабли».1986. Холст, масло),сетями, вывешенными на просушку («Весна на Рыбацкой улице».1986. Холст, масло).
Кухно создавал мир, в котором природа и человек существуют в органическом единстве. Причем, его персонажи никогда не бездействуют. Они ловят рыбу, косят сено, играют в мяч, пишут картины, поют и танцуют. Художник прославляет труд человека на земле, его быт и бытие. «Деревенская свадьба» (1991.Холст, масло) - яркий пример антиурбанистических почвенных тенденций, которые прослеживаются в большинстве работ мастера, создающего сложную композицию, в которой используются элементы аксонометрии, позволяющей представить целостную картину жизни крестьян. Мы видим здесь карнавальную сцену деревенского гулянья. Художник вникает во все подробности поведения людей, ведущих себя сообразно событию.
Россия стала главным героем произведений Кухно, который при всем своем реализме не был документалистом и «фотографом». Он создал образ лирический, женский, печальный. Но при этом идеальный и любимый. Перефразируя А. Блока, можно сказать об отношении В. Кухно к родной стране:
- мне избы серые твои… как слезы первые любви.
Это Россия, погруженная в своеобразный полусон-полуявь. Она существует не в реальном, а в идеальном времени, текущем медленно, как бы вне истории и современности.
Глядя на работы Кухно, возникает чувство, что в них передано одно, главное для него, состояние меланхолии. Кажется, что время остановилось для персонажей художника: стаффажных фигур - колхозников или рыбаков, живущих на лоне природы: в русской деревне или провинциальном захолустье на берегу Азовского моря.
Композиции Кухно, как правило, статичны. Но движется автор -пассажир поезда, русский странник по своей земле, который успевает полюбить свою землю, но не узнать ее.
Член АИС Татьяна Соколинская