Выставка «Позови меня, Тихая Родина»
Позови меня, тихая Родина
Посвящается 130-летию основания «Академической дачи» и 170-летию со дня рождения И.Е.Репина
2 сентября 2014г. в галерее «САНТАЛ» открывается выставка работ 50-ти художников Кубани и Адыгеи, написанных в разные годы пребывания на «Академической даче». Дом творчества «Академическая дача им.И.Е.Репина» находится в Тверской области, в Вышневолоцком районе, там, где река Мста берет свое начало из озера Мстино окруженного живописными берегами, там, где природа уже написала прекрасные картины, будто заранее подготовив все для художников.Владимиро-Мариинский приют (таково первоначальное название дачи) был открыт 22 июля 1884г. как место летней практики студентов Академии художеств и свое название получил в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, великой княгини Марии Павловны и великой княгини Марии Александровны. Идея создать приют для художников на пленэре возникла у русского предпринимателя В.А.Кокорева, который не только реализовал ее своими силами и средствами, но и до последнего дня своей жизни был бессменным попечителем приюта.
Василий Александрович Кокорев (1817-1889) – выдающийся общественный деятель, меценат, коллекционер, был известен тем, что в 1862г. открыл в Москве первый национальный музей. Основатель «Владимиро-Мариинского приюта», он еще в 1887г. в своей книге «Экономические провалы» предсказал ей большое будущее в развитии национального искусства. Детище Кокорева, по существу «Русский Барбизон» было первой творческой базой для многих студентов-художников в России. И на протяжении всего 20 века внесло существенный вклад в Отечественную культуру. Здесь русские, а затем советские художники обрели свою творческую Родину.
Слух о «Академической даче» как благодатном месте для работы на пленэре быстро распространялся. Сюда потянулись лучшие студенты, впоследствии известные русские и советские художники, преимущественно пейзажисты: С.А.Виноградов, В.Н.Бакшеев, И.И.Бродский…. Приезжал на дачу профессор А.И.Куинджи со своими учениками А.А.Рыловым, Н.К.Рерихом, К.Ф.Богаевским, Е.И.Столицей, Н.П.Химоной. В этой местности работали А.Г. Венецианов , И.И.Левитан, С.Ю.Жуковский, К.А.Коровин, А.П.Рябушкин, И.Е.Репин….
И.Е.Репин (1844-1930) – гениальный русский живописец, постоянно заботился об «Академической даче» и ее питомцах, вникая в решение любых возникающих вопросов, до полного их разрешения. И вполне закономерно, что в 1964 году к 80-летнему юбилею, «Академической даче» было присвоено имя великого художника и установлен памятник И.Е.Репину, выполненный скульптором О.К.Комовым. Второе рождение «Академической дачи» произошло в 1948г., после ВОВ, когда со стороны Советского правительства особое внимание уделялось изобразительному искусству. Вся история «Академической дачи» с момента ее восстановления и до конца 1990-х годов связана с именем бессменного ее директора Петра Николаевича Козельского, бывшего фронтовика-танкиста и неизменного единомышленника художников. В короткий срок ему удалось проделать огромный объем ремонтных работ, несмотря на большие трудности. Восстановленный Дом творчества стал функционировать круглый год. Сюда приезжали художники из разных городов страны, в т.ч. и из Краснодара. Это способствовало взаимному обогащению и обмену опытом. Особое место принадлежало мастерам старшего поколения, они были руководителями потоков, принимали участие в обсуждении результатов работы, помогали советами. Это были известные профессора, академики и понятно, что их участие в формировании молодых художников было огромным.
Гражданственность и народность, высокая культура цвета, точность рисунка, глубокое и тщательное изучение материала, определяют в значительной степени творческий метод этих мастеров, который был передан молодым художникам. Руководителем первого потока был П.Н.Крылов, о нем часто вспоминал Г.А.Булгаков, когда он в середине 50-х, на «Академической даче» писал свою работу «Колумб российский. Г.Шелехов на Дальнем Востоке», а П.Н.Крылов, заходя в мастерскую, тонко и деликатно давал советы, не вмешиваясь в творческий процесс.
По воспоминаниям художников-кубанцев, побывавших на «Академичке», а среди них целая когорта ветеранов В.И. Бирюков, Г.А.Булгаков, Г.И.Митрофанов, П.С.Калягин, Г.Аракельян, Г.У.Кравченко, В.М.Мехед, много времени там работал В.Кухно, 3 года прожил на даче Иван Сыромолотов, восторженно вспоминают о своих поездках Н.П.Калугина, М.В.Архангельский, А.М.Мельников, В.Андрющенко, Б.Н.Воронкин, Г.Т.Клюжин, В.А.Черный, Ю.Н.Пономаренко и многие, многие другие – это время стало для них одним из самых плодотворных в творческой биографии.
Не просто красивые места, с многочисленными реками и озерами, покоряли вновь приезжающих, но поистине уникальная атмосфера, царившая на «Академичке», общение с мастерами, поиски, открытия, утверждение собственного стиля, совершенствование мастерства. И потому тверская глубинка величается многими творческой родиной художников, где состоялись их университеты. 130 лет «Русскому Барбизону» - это серьезная дата, но это еще и ответственность перед историей.
В 90-е годы много что изменилось, а главное изменилось понимание роли художника в жизни государства. «Академическая дача», сопротивляясь времени, живет, благодаря усилиям тех, кого поистине можно назвать хранителями истории и традиций. Как бессменный часовой на посту В.М.Сидоров - почетный председатель ВТОО «Союз художников России», народный художник РФ, и Н.В. Прошкина – директор дачи, мечтающая: «Нам бы трактор небольшой для содержания территории, да микроавтобус, чтобы встречать группы на вокзале. Сила нынешних руководителей «Академички» не в деньгах, а в правде, хотя материальная поддержка им очень нужна.
Воспитать настоящего художника- созидателя – это целая наука, а «Академическая дача» имеет вековой опыт, прошедший испытание временем. Здесь известные художники протоптали тропинки и каждый камень – молчаливый свидетель истории.Наша задача сберечь то, что создали великие энтузиасты-подвижники за 130 лет и сохранили для нас.
Н.А. Стрижова
Директор «Художественной галереи Сантал». Эксперт МАНЭБ