Выставка работ кубанских художников «Цветы и Музы»
Выставка кубанских художников , посвященная Международному женскому дню 8 марта проходит в Художественной галерее «Сантал», по адресу: ул.Коммунаров,58.
Изобразительное искусство не существует вне категорий времени и пространства. Художники как никто из других представителей творческих профессий связаны с видимой глазами объективной реальностью, погруженной в космическое и историческое время.
Живопись как главный вид изобразительного искусства вырастает из Почвы, из Космоса, из эффектов преломленного солнечного света и цвета. Современная южно-российская региональная палитра полна мажорных гармоний, гедонистических созвучий с обильной кубанской землей.
Концепция выставки, приуроченной к началу весны, Международному женскому дню 8 марта, имеет и более глубинный смысл, отсылающий к традиционным для южно-российской живописи стихиям созерцательно - чувственного освоения пространства и времени.
На выставке собрано 40 живописных и графических работ двадцати лучших художников Краснодара разных поколений: от ушедших из жизни Петра Ружейникова, Михаила Архангельского, Григория Булгакова, Надежды Калугиной, Вячеслава Оноприенко, Владимира Мехеда, Павла Амосьяна до наших современников: Алексея Паршкова, Ольги Сальковой, Ларисы Мягкой, Вячеслава и Людмилы Котелевских, Ирины Седовой, Николая Райбаца, Александра Отрошко, Анатолия Бойчука, Евгения Казицына, Сергея Нагорного и др. Весенние пейзажи, цветочные натюрморты, изысканные «ню», женские портреты – все это наполнено энергией весны, солнца, света. Большинство картин несут в себе своеобразную, музыкально-ритмическую энергию. Декоративность как пластическая доминанта – вот главное, что объединяет очень разных по языку художников, развивающих традиции живописи и графики ХХ века: реализма и импрессионизма, фовизма и кубизма, постимпрессионизма и экспрессионизма.
Все портреты, представленные на выставке, можно разделить на парадные, в которых присутствуют репрезентативные черты портретируемых, и интимные, лирические, камерные, раскрывающие не социальный статус персонажей, а отношение художников к своим моделям. Именно такой портрет «Анастасия» кисти Алексея Паршкова, на котором героиня изображена в огромном венке из ромашек, превращающий ее в языческую богиню.
Выставка проходит в доме, котором до 2003 года жила племянница знаменитой актрисы немого кино Ирины Володко Купленникова Т.Д. . Ее портрет работы Ольги Сальковой расположен в экспозиции над дореволюционным шкафом, который многие годы служил своей хозяйке верой и правдой. Эта деталь вносит в пространство выставочного зала атмосферу особой душевности и теплоты, создает у зрителей доброе настроение.
Реальные женские образы и метафизически понимаемая Природа как праматерь человечества связаны на этой выставке единством мироощущения.
Но Природа для большинства кубанских художников – не отвлеченное понятие. Она неотделима от понятия Родины, России, имеющей, как признано многими русскими философами и поэтами, женское лицо. Лица наших современниц трансформируются в Лик Природы, Отечества, родной земли, Топоса и Хроноса. Эта земля существует не по социальным, а по космическим законам. И Весна – время обновления, сева, продолжения жизни, роста всего сущего. Поэтому и выставка вызывает чувство радости от ухода холодов, печалей и скорого воцарения Весны, несущей новые надежды.
Татьяна Соколинская