Выставка «Снега России»
В галерее «Сантал» с 22 декабря 2011 по 7 января 2012 проходит персональная юбилейная выставка известного краснодарского художника Юрия Пономаренко «Снега России»
Юрий Пономаренко родился в 1951 году в Ленинграде.
В 1973 году окончил факультет художественно-технической графики Кубанского государственного университета.
С 1993 года член союза художников России.
Врожденная страсть к дороге и ко всему новому очень быстро помогли художнику проявить себя в области пейзажа и жанровой живописи.
В сегодняшней пестрой художественной картине мира, которую создают современные авторы – живописцы и графики, поэты и музыканты, реалистическое искусство занимает место в какой-то степени маргинальное. Но именно в нем сохраняются культурные традиции русской школы второй половины Х1Х века. Особенно это касается художников, развивающих язык пленэрной живописи, в которой реализм переплетается с импрессионизмом, образуя своеобразный сплав, позволяющий синтезировать наблюдение над природой с передачей собственных чувств.
Их голос, как правило, негромкий, интонации – лирические. Разум не заглушает эмоции. Крепкая рука профессионала, который знает, как строить композицию, пользоваться светотеневой моделировкой, обобщать найденный мотив, не впадая в натурализм, позволяет создавать картины и пейзажи, в которых мера выразительности находится в гармонии с объективным миром, окружающим нас. Не менее важным, чем сохранение пластического языка, является смыслообразующий ряд, попадающий в культурный код русской культуры.
Когда смотришь на работы краснодарского художника Юрия Пономаренко, видно, что и национальные русские ценности соборности, семьи, человечности, любви для него остаются значимыми, несмотря на сложный и неоднозначный социокультурный контекст, в котором приветствуются скорее новации, чем традиции.
На холстах Пономаренко мы видим ландшафты – от Байкала до Белого моря. Особенно он любит писать окрестности Дома творчества Союза художников «Академическая дача». «Русский странник», Пономаренко ищет мотив в реальной жизни, в природе. Стараясь создать гармоничный мир, он скупо пользуется выразительными возможностями работы цветом. Он - мастер нюанса, создатель тонкой приглушенной живописной среды. Именно это его качество и позволило ему стать подлинным мастером зимнего реалистического пейзажа, в котором художник возвращает нас к простоте и целостности созерцательного отношения к жизни. В поисках заснеженных русских просторов, которых не найти на Кубани, Юрий отправляется в Вышний Волочек, на «Академичку», ставшую его подлинной творческой родиной. Он пишет бескрайнюю равнину, бревенчатые избы, замерзшие реки, фигурки людей, которые не стали «новыми русскими», жителями особняков, а продолжают жить на земле, выращивать скудный урожай, ловить рыбу, учить детей.
Часто Пономаренко пишет в экстремальных условиях, когда краски замерзают на морозе. Забираясь в лесные чащобы или заброшенные северные деревни, он создает свои лирические по настроению пейзажи.
Интересная история произошла с ним и с двумя его товарищами-художниками из Твери и Ярославля в 80- е годы. Вышли они на пленэр при 25 градусах мороза в деревне Важгард Коми ССР. (А надо сказать, что деревня Важгард была излюбленным местом для многих русских живописцев, в частности Стожарова). В это время мимо ехала группа телевизионщиков из Сывтывкара, которая снимала сюжет о жизни людей в отдаленных селах. Они не могли не остановиться и не взять интервью у художников. Особенно их потряс тот факт, что художник с юга приехал в их заснеженный далекий край. Но для Пономаренко, который родился и окончил школу в Ленинграде, учился на художественно-графическом факультете в Краснодаре было важно писать именно зиму, которая для него всегда была символом России.
В работах Пономаренко нет красивости, пафоса, модного сейчас салона. Он искренне и настойчиво утверждает ценности обыденной человеческой жизни. Вмерзшая в лед лодка на озере Байкал и кружащиеся над ней чайки, морозный день в засыпанном снегом Вышнем Волочке, как и в других провинциальных городах и селах России, старый трактор, нагруженный сеном, полуразрушенный старенький забор, бревенчатые избы и православные храмы, русский лес зимой, замерзшие озера и речки останутся даже тогда, когда глобализация, кажется, примет необратимый характер.
Картины краснодарского живописца чем-то сопоставимы с творчеством Николая Рубцова: поэтическое слово выдающегося русского лирика созвучно художнику по своей интонации, темам и образному строю:
Наслаждаясь ветром резким,
Допоздна по вечерам
Я брожу, брожу по сельским
Белым в сумраке холмам.
Взгляд блуждает по дремотным,
По холодным небесам,
Слух внимает мимолетным,
Приглушенным голосам.
Член АИС Татьяна Соколинская