Выставка «Унесенные ветром» М.В. Архангельского
«Унесенные ветром»
Михаил Валентинович Архангельский принадлежит к числу тех авторов, кто уже в семидесятые годы противопоставил соцреализму искусство, свободное, яркое, выразительное, уходящее корнями в традиции русского и французского модернизма и постимпрессионизма.
Михаил Архангельский родился 4 ноября в 1937 году в Краснодаре. Его отец работал токарем высшего разряда на заводе «Октябрь», мать была санитаркой в Первой городской больнице. После окончания школы юноша пошел работать помощником токаря на завод, где работал его отец. В 1960 году, после службы в армии, он поступил в Краснодарское художественное училище. Основанное в 1911 году благодаря стараниям известного собирателя и учредителя первой на Северном Кавказе картинной галереи Ф. А. Коваленко (1866-1919) и его единомышленников, оно во многом заимствовало систему обучения, разработанную Императорской Академией художеств.
В 60-е годы в училище преподавали сильнейшие преподаватели, выпускники лучших художественных учебных заведений СССР и Франции - Харьковского художественного института, Академии Жюльена в Париже.
Г.А. Аветисян, И.А. Амиян, А.А. Онищенко, Богоявленский, П. С. Калягин, В. В. Тевторадзе, В.М. Красин, И.Я. Коновалов — все они были очень разные по своим художественным взглядам, но их объединял высокий профессионализм, умение зажечь в студентах «искру божию». Историю искусства в то время вели К.М. Крицкий и В.А. Гребенюк.
Главное место в системе образования занимал рисунок, но для Архангельского не менее важной была и работа на пленэре, что способствовало раскрытию его таланта как пейзажиста и мастера натюрморта.
По окончании училища в 1965 году Михаил уехал в Ленинград, где несколько лет был вольнослушателем в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультете живописи в мастерской народного художника СССР А. Мыльникова.
В Краснодар он вернулся сложившимся художником. Ранние работы – пейзажи, натюрморты, портреты – сохранились на фотографиях, слайдах, репродукциях.
Жизнь художника проходила в странствиях, как тогда говорили, в поисках мотива. Регулярно работал на творческих дачах – в Горячем Ключе, на Творческой даче Союза художников им. И. Репина «Академическая». Очень любил Геленджик, куда ездил почти каждую осень – самое его любимое время года. Часто бывал в Коктебеле, Гурзуфе, Вышнем Волочке, Славянске-на-Кубани, Саратовской. С художником Мордовиным вместе проехали почти весь русский Север, бывали в Кабардино-Балкарии. И везде рождались картины, сотни картин. Художник работал быстро и с упоением. Отталкиваясь от натуры, он импровизировал, придавая пейзажам, натюрмортам декоративно- орнаментальный характер.
Осенью он ходил на сухогрузе по Кубани, писал пейзажи кубанских берегов. Требовалась большая скорость, чтобы написать этюд, пока корабль, борясь с течением, минует изгиб реки. Художник забирался в лесные чащобы за Горячим Ключом, имея в запасе лишь паек, соль и спички. Но из всех географических мест на земле самая большая любовь Архангельского – Детляжка, маленький поселок в районе Большого Сочи.
При этом Архангельского всегда манил голос дороги. Ему всегда хотелось посетить разные страны. И в 1990 году он уехал в Грецию, где прожил шесть лет.
В 1996 году он вернулся домой. Вернулся в свою Детляжку, которая для него не переставала быть главным источником творчества.
- В Греции все чужое, моя родина – Россия, - сказал как-то Михаил. Вся дальнейшая жизнь прошла в поездках между Краснодаром и Детляжкой, Сочи и Геленджиком.
И по количеству выставок он победил все возможные рекорды. За последние пятнадцать лет – двенадцать персональных выставок, каждая из которых требует, как минимум, пятидесяти работ. Восемь выставок в Краснодаре (Краснодарский художественный музей, Краснодарский краевой выставочный зал, частные галереи), две выставки в Сочинском художественном музее, выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Греции, Болгарии.
Если есть истинная живопись, как таковая, то Михаил Архангельский был ее великим представителем. Его искусство – вселенское, интернациональное. Его традиции – средиземноморские и черноморские (черноморское побережье – маргинальное пространство Древней Эллады). Влияние французского искусства не сделало его «французом». Скорее наоборот - Архангельский из тех, кто создавал южно-российский стиль.
Он работал на юге России, в Греции, на Кипре, в Болгарии, Абхазии. Его работы разошлись по всему миру, неся людям энергетику напоенной солнцем природы юга, с запахом цветов и цветущих деревьев, пением птиц, шумом волн, звоном разогретого воздуха.
Архангельский – из тех художников, которые стремятся остановить прекрасные мгновения, запечатлеть их на холстах. Время на них равно лишь мигу, выхваченному из потока жизни. На его картинах живет мечта о Красоте как первооснове бытия. Главным источником этой красоты является Природа, понимаемая и любимая им как прекрасная женщина. Природа и женщина вдохновляют мастера. Не только буйство южных красок, динамические контрасты цвета и света, но, кажется, звуки и запахи способен передать художник. Его живопись «заряжена» мощнейшим энергетическим полем. Источник повышенной энергии – яркий открытый цвет, динамичная, наносимая быстрой широкой кистью линия. Из мгновенного движения кисти рождается берег моря, то ярко-синего, то светло-фиолетового; горы, залитые солнечным светом, поросшие диковинными растениями.
Родной край, в котором родился и прожил всю жизнь, художник изображает празднично и по-своему экзотично. Его родина подобна весеннему саду, в котором цветут деревья и благоухают цветы.
Архангельский не только мастер изобразительного искусства. Он поэт и философ. Его поэтическое наследие насчитывает десятки неизданных стихотворений, являющихся продолжением живописи и графики.
С 1996 года язык его произведений меняется. Пейзажи и натюрморты отходят на второй план. Художник обращается к языку более экспрессивному и выразительному. Использование пластической метафоры позволяет, отталкиваясь от мира реального, трансформировать увиденное в образах, полных недосказанности. Лес символов – носитель сокровенного знания, вырастает, прорывается из хаоса реальности к миру образов – знаков. Со второй половины девяностых у Архангельского появляются абстрактные работы: «Бархатный сезон», «Жизнь страшнее Шекспира», «Знаки», «Зависть» и др. В них он предстает в большей степени философом. Но философия его своеобразная, не умиротворяющая и не рефлексивная. Мощная пластическая энергетика, подобная взрыву, рождается как непосредственный отклик на социальные катаклизмы российской действительности. Он создает работы, посвященные войне в Чечне, трагическим событиям в Каспийске, что сближает его с представителями актуального искусства.
Он умер в расцвете творческих сил, неожиданно для всех, в начале декабря 2006 года, не дожив до своего семидесятилетия.
Н.А. Стрижова, руководитель проекта
Т.И. Соколинская, искусствовед, член АИС, зав. отделом ККВЗИИ