Выставки «Зимы не будет»
Зимы не будет
Персональная выставка молодого краснодарского художника Тины Васяниной «Зимы не будет» открылась в галерее «Сантал» 18 мая, в рамках Международной культурной акции «Ночь музеев – 2013». На выставке представлено 25 живописных и 15 графических работ, выполненных в редкой для Краснодара технике масляной пастели.
Васянина – сложившийся мастер, за плечами у которого учеба в Магаданском государственном училище искусств, затем в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (по специальности художник монументально-декоративного искусства).
Жизнь Тины сложилась так, что с раннего детства пришлось много странствовать. Это были северные города (Целиноград (Астана), Магадан, Иркутск) с их суровой красотой, столь непохожей на легкомысленные южные просторы. Переехав с семьей в Краснодар, Тина активно занялась творчеством, включилась в выставочную деятельность, Стала членом Творческого союза художников России, а затем и членом Союза художников России.
Приглашение ее к участию в «Ночи музеев» (когда зрители ждут от художника праздника, а не трагических размышлений) не было случайностью. В своем творчестве она создала столь мажорную картину мира, что возникло чувство: перед нами – своего рода филиал Рая на Земле.
Работы, вошедшие в экспозицию, написаны за последние три года (время ее жизни в Краснодаре), но кажется, будто они рождены за один день, на одном дыхании. И в живописи, и в графике преобладает сложный сине-голубой цвет с вкраплениями открытого красного, зеленого, желтого, фиолетового… Натюрморты, пейзажи, «ню», символические композиции, лирическая абстракция. Ее интересует библейская тема и античность, древнерусская и древнегреческая мифология, проблемы взаимоотношений женщины и мужчины («Феникс», «Старый миф», «Жар птица», «Ева и Лилит», «Ковчег»).
Все начинается с предмета, ландшафта, человеческого образа. Потом со всем этим происходят трансформации в сторону ухода от конкретики к условности и беспредметному. Полистилистическая модель позволяет легко менять языки: элементы наивного искусства (неопримитивизма) переплетаются с современным неосимволизмом.
Цвет здесь работает как Божественный Свет ранних византийских и католических соборов. Приемы монументальной живописи, перенесенные на холст и бумагу, позволяют создавать цельные декоративные композиции, несущие в себе генетическую память об онтологии фрески или витражного окна-розы.
Но, будучи современным художником эпохи постмодерна, она способна спускаться с мистических высот на Землю и любить конкретные вещи (разрезанный арбуз, необычный своей продолговатой формой, груши, изысканные кофейники, цветы, мигрирующих рыб).
Тина не рвет связи с предметным миром. Как многие русские художники, она создает не аналитическую, а синтетическую картину мира, в которой царствует не интеллект, рациональность, а чувство, любовь… На творчество ее может вдохновить арбузное поле, букеты цветов, одинокая чашка на столе, сны, мечты... Любая мелочь.
Эстетика художника рождена союзом Неба и Земли, бытовое становится бытийным, размышления о жизни приобретают символическое звучание. Странствия по пространствам различных культур носят интимно-субъективный характер, в котором состояние души автора едва ли не важнее предмета или события, которое это состояние вызвало. Отсюда возникает недосказанность, помогающая рождению новых смыслов.
«Я ищу формальную красоту, гармонию массы и цвета», – говорит она. Можно добавить ... и красоту смысла.
Большинство кубанских художников предпочитают палитру теплую, гедонистическую; у них изначально присутствует культ Тела, Земли, Материи. Васянина преодолевает земное притяжение. Но интересно то, что это происходит здесь, на Кубани, где она освобождается от определенного влияния своего учителя, профессора кафедры монументально-декоративного искусства, талантливого живописца Виталия Смагина, воспитавшего не одно поколение иркутских художников.
После переезда на юг живопись Васяниной стала «импрессионистичнее», наполнилась воздухом, светом. На выставке мы видим одну из ее ранних картин, написанную на севере. Сравнивая, можно говорить о творческой эволюции молодого художника, об обретении им своего индивидуального голоса, о поисках в области пластического языка. Плотная, пастозная живопись, отчасти брутальная, перерастает в легкую, почти воздушную.
Последнее время Тина увлеклась техникой масляной пастели, в которой увидела неисчерпаемые возможности для создания новых произведений.
На первый взгляд кажется, что только в области новых технологий компьютерной графики и видео вообще возможны новации в изобразительном искусстве, а традиционные техники устарели. Тина разрушает этот стереотип. Применяя раскрошенные мелки и целлофан, а также акриловые краски (ноу-хау мы не раскрываем), она «изобретает» новую смешанную технику, позволяющую максимально разнообразить живописные приемы и создавать выразительные образы.
«Зимы не будет» – это первая персональная выставка Тины Васяниной в Краснодаре. Мы можем приветствовать появление в городе нового, интересного художника, способного сочетать традиции с новаторством, быть современным и не терять связь с историей, язык монументального искусства применять в станковой живописи и графике.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская