Я помню Баксана просторы
Выставка «Я помню Баксана просторы» ретроспективная. Здесь представлены рисунки, созданные в начале творческого пу-ти, и живописные произведения: пейзажи, портреты, натюрморты, выполненные за последние годы.
Николай Райбац принадлежит к поколению художников, чья творческая жизнь сложилась в начале 1980-х гг. Он родился 24 ноября 1953 г. в г. Тырныауз Кабардино-Балкарской АССР в семье шахтеров. С детства две страсти владели им: любовь к гор-ным вершинам и искусству. Первая привела Николая в альпинизм, и в 17 лет он вошел в сборную ЦС ДСО «Спартак» по скалолаза-нию. В соревнованиях занимал призовые места, стал кандидатом в мастера спорта и мог бы посвятить этому всю свою жизнь, однако любовь к искусству победила. В детстве Николай много читал, был записан во все четыре библиотеки города. Но когда в его дет-ской библиотеке появилась книга Бориса Иогансона «Школа изоб-разительного искусства», она стала его главным учебником. По-везло и с учителями. Выпускники Краснодарского художественно-го училища, преподаватели изостудии Николай Иванович Ефименко и Виктор Павлович Бей стали первыми наставниками буду-щего художника. Именно благодаря им Н. Райбац с детства оку-нулся в кипучую художественную жизнь. Живописные места Тырныауза привлекали художников со всей страны, они приезжа-ли на пленэр, чтобы писать пейзажи в Баксанском ущелье – одном из самых живописных мест Центрального Кавказа, которое ведет к подножию Эльбруса. Художники собирались дома у Николая Ефименко. Среди гостей были кабардино-балкарский художник Масхуд Касимович Каранашев, русский живописец Виктор Ефи-мович Попков и др. Николай был свидетелем их яростных споров об искусстве, о политике, о России. Эти люди стали для мальчика примером отношения к своему делу, от них он наследовал убеж-денность в том, что нужно быть самим собой и всегда отстаивать свою позицию.
Сразу после армии, в 1975 г. Николай поступает в Краснодар-ское художественное училище. Здесь он формируется как худож-ник в значительной степени под влиянием Александра Михайло-вича Тавлеева, Давида Павловича Сулутоглияна и Ольги Алексан-дровны Сальковой. После окончания училища возвращается в родной город. В 1980 г. состоялась его первая выставка. В 1985 г. Н. Райбац окончательно переезжает в Краснодар.
В Краснодаре Николай Райбац начал свой творческий путь в эпоху перемен, когда художники стали искать себя, свои образы и темы. Среди мирового художественного наследия начинающему живописцу оказалась близка классическая школа, и он, в отличие от многих в то время, не стал ломать себя, подстраиваясь под чуж-дые для него направления в искусстве. Он также не принимал уча-стия в пиар-акциях, призванных обеспечивать художникам извест-ность. Исключением стали многолетние выставки группы «Север-ная, 510», в которую входили в основном сторонники реалистиче-ского направления.
1990-е гг. были временем обретения уверенности в себе. Ху-дожник обратился к академическим истокам европейской живопи-си Нового времени, когда возникла станковая картина на холсте. Ее эволюция в ХХ в. привела к авангарду-модернизму, и традиции стали забываться. Еще в 1970-е гг. некоторые российские худож-ники проявили интерес к творчеству старых мастеров. Райбацу оказались близки традиции раннего классицизма, когда уже сфор-мировались стилистические принципы и философские идеи. В пей-зажах, натюрмортах, парадных и камерных портретах Н. Райбаца почти всегда присутствует тяготение к картинности, монументаль-ности, эпичности.
Николай Райбац – «гений места». Несмотря на многолетнюю жизнь в Краснодаре, главная тема его пейзажей – Баксанское уще-лье. В них господствует строгая архитектоника, соблюдается че-редование планов в глубину, выделен центр, построены боковые кулисы. При этом художнику удается передать ощущение свободы и естественности изображения. К примеру, работа «Эль-Джурту», написанная в 2004 г., – яркий пример репрезентативного пейзажа-картины, в котором автор живописно-композиционными сред-ствами добивается единства впечатления и монументальности. Живопись здесь, конечно, не совсем классическая. В ней чувству-ется влияние пленэра, воздуха, света. Но композиция вполне соот-ветствует духу классицизма. Передний план – это подножие гор, на заднем плане в центре – маленькое селение, заслонённое с двух сторон горами. Взгляд художника скользит вглубь, куда течет горная речушка, и останавливается перед величественной горной грядой. Не слишком глубокое пространство замыкается, как в те-атральной постановке, главным «персонажем» – огромными гора-ми, придающими всей композиции ощущение величия. Подобного рода композиция позволяет соизмерить человеческую жизнь с вечным покоем Кавказа. Художник не столько любуется, сколько созерцает и размышляет. Ему в итоге удается создать героический, монументальный образ Кавказских гор. Это не малая родина, это Родина большая, могущественная, а не только любимая. За Роди-ной угадывается и прародина – гора Олимп – излюбленная алле-гория мастеров классицизма.
Если бы художник писал тематические сцены, то непременно, как в классической трагедии или комедии, с единством времени, действия и места. Но элементы жанра присутствуют в парадных портретах новых русских, их жен и детей. Парадный портрет у Райбаца воскрешает этот жанр в традиционном его понимании, со всей его театральностью и представительностью. Современные по-зирующие дамы, украшенные бриллиантами и облаченные в меха, во всем блеске их портретной репрезентативности похожи часто на актрис, играющих в пьесах о великосветской жизни.
Н. Райбац также мастер психологических портретов («Портрет отца») и автопортретов («Автопортрет»), в которых преобладают уже не игровые, а драматические черты. Характеристика образов строится по принципу синтеза парадности и камерности. Если па-радные портреты новых русских – это театральные маски, то в психологических портретах близких людей индивидуальные чер-ты сочетаются с социальными качествами персонажей.
Какой бы сюжет не использовал художник, он часто говорит о вечности. Его картина мира в этом смысле ближе иконе, чем всем «измам» ХХ в. Что бы ни случилось в истории, всегда будут воз-вышаться Кавказские горы, сияя своей красотой, никогда не вы-сохнут цветы и не испортятся фрукты на натюрмортах, а женщины на портретах и на многочисленных полотнах в стиле ню, как ан-тичная Венера, никогда не состарятся. Это и есть главная концеп-ция современного регионального искусства России, и в этом смыс-ле Николай Райбац – один из ярких его представителей.