Юбилейная выставка Н.П. Черняка «Полеты над стихиями»
ПОЛЁТЫ НАД СТИХИЯМИ
На открывшейся в выставочном зале художественной галереи «Сантал» персональной, юбилейной выставке члена Краснодарской краевой общественной организации ВТОО «Союз художников России» «Полеты над стихиями» Николая Павловича Черняка представлено 35 живописных работ (с 2005-2013г.г.)
Николай Павлович Черняк родился 28 декабря 1952 года в Краснодаре. С отличием окончил Краснодарскую художественную школу № 1, где учился у заслуженного художника РСФСР Владимира Пташинского, который направлял талантливого мальчика на учебу в Художественную школу при Третьяковской галерее. Затем, в 1972 году, тоже с отличием, -Краснодарское художественное училище. Двадцать восемь лет работал в Творческо-производственном комбинате.
За это время в Краснодаре и Краснодарском крае им создано множество монументально-декоративных работ. Среди них – мозаика, резьба по дереву, садово-парковая скульптура, витражи, рельефы. Принимает участие в выставках с 1987 года, с 1991года – член ВТОО «Союз художников России».
Социокультурные изменения, произошедшие в последние десятилетия в российском обществе, вызвали изменения всей художественной модели. Востребованными стали те художники, которые прежде не укладывались в систему советского искусства. Среди них - краснодарский живописец Николай Черняк, вошедший в художественную жизнь в конце 1980-х.
Рожденный в постмодернистской среде мегаполиса, Черняк мыслит и работает как полистилист: в диапазоне от постимпрессионизма и неосимволизма до абстракции. Он наследует ту логику развития современной живописи, которая родилась в русском искусстве Серебряного века и стремится сохранить черты принадлежности высокой культуре. В отличие, например, от американских абстракционистов, которые предложили способ полной спонтанности и выхода за пределы холста, краснодарский мастер остается в пространстве картинной плоскости.
Уходя от реализма, Черняк не разрушает традиционную жанровую иерархию. Он - мастер не только свободной беспредметной и полуабстрактной картины, но и пейзажа, портрета, натюрморта? мифологической композиции. Его произведения скорее обобщенные, чем жанровые и бытовые. В них используется условный язык, позволяющий не конкретизировать, а создавать образы, сотканные из свободных ассоциаций. Человек понимается как часть Вселенной, а не в контексте истории и социума. Редукция материального мира дает возможность обратить свой взор к миру чистого Духа. Переживание гармонии и осознание непостижимости высших сил толкает художника к рефлексии и созерцательному восприятию реальности.
Созерцательность и способность передавать на холстах состояние сознания проявляется и в реалистических, и в беспредметных произведениях. Порожденные причудливой фантазией, материализуются женские образы («Зеленый взгляд». Холст, масло. 2007; «Дама в белом» (Холст, масло, 2009), возникают мифологические персонажи («Пан и нимфа». Холст, масло.2012; «30 серебряников». Холст, масло. 2010), воспоминания об увиденных ландшафтах выплескиваются в композиции («Утро серебряного дня. Холст, масло».2007; «Композиция с птицей». Холст, масло. 2009; «Вечерняя мелодия». Холст, масло. 2005). Сам материал - язык живописи: акриловые фактуры, лессировки - «ведет» мастера, и он растворяется в потоках линий и пятен.
Получив классическое образование, наследующее традиции русской академической и реалистической школы, Николай Черняк идет своим путем – путем импровизации, эксперимента, активного использования подсознательного. Когда он садится за работу, то, вероятно, сначала прислушивается к голосу свыше. Он вспоминает те платоновские эйдосы (первообразы), которые кружат в пространстве липтонового поля.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская