Женский фактор
Выставка творческих работ студентов и выпускников КубГУ, мастерской Анастасии Ярыгиной
в "Художественной галерее САНТАЛ»
С 1 до 13 марта 2016 г. в "Художественной галерее САНТАЛ» работает выставка живописи, графики, батика, бижутерии и костюма «Женский фактор», представленная студентами и выпускниками факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета. В экспозицию вошло более 30 работ, созданных в течение последних пяти лет двадцатью молодыми художницами под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры дизайна костюма КубГУ, члена «Союза дизайнеров России» Анастасии Анатольевны Ярыгиной. Выставка открывается в преддверии Международного женского дня 8 марта и посвящена «женской» теме в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Все члены команды - девушки, студентки и профессиональные дизайнеры, работающие в Краснодаре, Санкт- Петербурге, Майкопе, Махачкале, Москве, участницы многочисленных выставок, художественных форумов и биеннале в России и за рубежом, лауреаты премий молодых дизайнеров. В экспозиции представлены также и акварели руководителя творческой мастерской Анастасии Ярыгиной «Айва», «Натюрморт с узамбарской фиалкой».
«Женская» тема в современном искусстве заявляет себе все более громко. Можно даже говорить о появлении своего, «женского языка», который отличается от «мужского» целым рядом признаков. Повышенная декоративность, линеарность, изысканность, лаконизм и внимание к деталям, красочность, использование локальных цветов, но главное – создание своей, неагрессивной модели мира – вот основные черты женского начала в искусстве.
На выставке представлены натюрморты, пейзажи, тематические композиции, выполненные в различных графических техниках, но в основном в темпере на бумаге. То, что формально относится к графике, по сути, представляет собой вариант современной живописи, потому что цвет является главным «инструментом» и выразительным средством, позволяющим раскрывать переживания авторов.
Профессиональные дизайнерские интересы авторов, погруженных, с одной стороны, в современный социокультурный контекст, с другой стороны, уходящих корнями в далекую древность, когда женщины работали с тканями, шили одежду, вышивали. Эти две тенденции мы видим в творчестве различных участниц выставки, которая демонстрирует как уровень школы, так и собственные креативные искания. Развитие самого широкого спектра стилевых традиций – от академизма и реализма до неомодернистских и постмодернистских штудий – позволяют им чувствовать себя свободными и легко ориентироваться в современном художественном мейнстриме, требующем от человека умения быстро реагировать и принимать верные решения.
Тонкое чувство стиля, соединяющего, казалось бы, несовместимое (традиции неопримитива с хай-теком) присутствует в работах студентки 4 курса Ксении Захаровой («Пыхтит самовар», «Время божьих коровок». бум., см. техника). Мария Грекалова («Деревенский натюрморт», «Снегири», бум. см. техника) демонстрирует современное полистилистическое мышление, дающее возможность начинающему автору экспериментировать с различными художественными языками.
В живописи и графике многие авторы развивают неоромантическую эстетику. Тамара Агиян («Под северным сиянием», бум., монотипия) обращается к теме, экзотической для Кубани: ей интересен образ жизни северных народов, их традиционная культура. Лауреат конкурсов «Адмиралтейская игра» и «Поколение NEXT 2015» в Санкт-Петербурге и Лондоне, участница модного показа в Лондоне и Лионе, Ольга Продан представлена дизайнерскими аксессуарами костюма в технике модульного оригами из натуральной кожи.
Татьяна Геюк – автор графических работ «Восточный натюрморт» и «Когда-нибудь я буду кошкой» – интересна и своими эскизами моделей детской одежды, которые отобраны для участия в конкурсе «Мода. Вдохновение. Детство» в торговой сети «Ашан». Ее интересуют ориентальные и фантастические сюжеты, которые сами по себе требуют усиления роли линеарности и изысканности.Дарья Кузьмина – обладатель гранта и участник Санкт-петербургской недели моды 2015 и Helsenki fashion week 2015 (Финляндия, Хельсинки), ведущий дизайнер модного бренда "ARNY PRAHT" (Санкт-Петербург) за дизайнерские модели одежды и аксессуары из смешанных материалов (кожа, металл, поделочные камни и др.). Ее графика тяготеет к неореалистической художественной модели («Гонщик». Бум., см. техника, коллаж, «Натюрморт с маской Венеры». Бум., темпера).
Участницы выставки создают работы, несущие в себе высокий коэффициент декоративности, присущей прикладному искусству, в котором требование красоты изначально сочетается с семиотическими задачами (в любом костюме, ковре зашифровываются символические послания, имеющие функции оберега).
Какие тайные послания несут нам молодые художницы в нашем несентиментальном постиндустриальном обществе? В любом случае, очевидно, что они создают – альтернативный мужскому – образ мира, основанного на ценностях любви, семьи, гармонии.
Их работы адресованы, конечно, не только женщинам. Но они утверждают право «слабого пола» на свое собственное миропонимание и творчество.
Член АИС Татьяна Соколинская