Знакомые все лица
Вячеслав Иванович Соппа – человек разносторонних дарований: художник, коллекционер, бизнесмен. Он родился в станице Брюховецкой в 1959 году в многодетной семье. С ранних лет полюбил изобразительное искусство и начал рисовать, причем, из всех жанров предпочитал портретный. Его отец был художником, и маленький Вячеслав присутствовал на уроках, которые отец давал старшему брату. Отец рано умер и обучение окончилось. Пришлось все азы изобразительного искусства постигать самому. В школе он перерисовал почти всех своих сверстников и учителей, в армии – сослуживцев и командиров. Как все сельские дети, он любил животных, поэтому вторым любимым жанром стал анималистический. Лошади, коровы, собаки до сих пор являются персонажами художника. Но главной его темой в искусстве остается человек со всеми его социальными и психологическими особенностями.
За всю свою творческую жизнь Соппа создал огромную галерею портретов наших современников из разных частей России и СНГ, живших в нашей общей Родине – СССР. Это парадные и камерные портреты, а также портреты жанровые, тематические, в которых запечатлены образы знаменитых личностей и простых людей. Парадные портреты несут в себе черты портретной репрезентации – это известные общественные деятели, чиновники, военные, судьи, полицейские, священники, казаки, исторические образы, представители творческой интеллигенции, дети и подростки, парные и семейные.
Для выставки художник представил две серии из всего созданного им за последние годы. Это портреты представителей творческой интеллигенции Кубани и видных исторических деятелей Азербайджана от ХVIII века до наших дней. Из первой серии в экспозицию вошли портреты известного краснодарского искусствоведа Ивана Ивановича Ващенко, директора «Художественной галереи «САНТАЛ» Нины Стрижовой и автопортрет самого художника. Все они сочетают в себе черты камерных и парадных портретов, в которых автор создает образы с одной стороны социальные, а с другой – наполненные сложным психологическим смыслом. На выставке также представлены портреты детей и внуков художника, которые вносят лирическую струю в эпические образы взрослых.
Серия видных деятелей Азербайджанской Республики и всего тюркоязычного мира по-своему уникальна. За каждым портретом своя история, равная истории наших стран – Азербайджана и России. Здесь и парадный портрет боевого генерала начала ХIХ века Нури-Паши, и одного из российских нефтяников, мецената Тагиева Зайналадина Гаджи, и портрет основателя и первого президента (1923-1938) Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. В памяти народа также живет образ Наги Бей Шейхзаманлы (1883-1967) – Председателя правительства Республики Азербайджан.
Особое место занимают камерные портреты первого президента Демократической Республики Азербайджан Мохамеда Амин Расул заде, президента Гейдара Алиева, его сына, действующего президента Ильхама Гейдара Оглы Алиева. В экспозицию вошли также женские образы – матери и жены действующего президента, в которых художник подчеркивает их красоту и женскую мудрость.
И конечно большое внимание художник уделяет образам людей культуры и искусства. Микаил Мушфиг – известный азербайджанский поэт (1908 – 1938) и Бахтияр Вахабзаде – поэт, драматург, переводчик, профессор и политик (1925-2009) – сыграли важную роль в становлении азербайджанской литературы в ХХ веке. Выделяется романтический образ знаменитого оперного и эстрадного певца Муслима Магомаева, написанный на фоне горы в стиле раннего романтизма. Природа Кавказа, динамичная и возвышенная, под стать певцу, который был для своей родины больше, чем певцом, но и общественным деятелем. На весь Советский Союз гремело также имя эстрадного певца Полада Бюль-Бюль-оглы, исполнителя позитивных, ярких, мажорных песен о счастливой любви.
С 1980 года живет в Краснодаре Нариман Гусейнов – заслуженный строитель РФ, большой любитель изобразительного искусства, сотрудничавший с видными скульпторами и живописцами Кубани – Александром Аполлоновым, Геннадием Квашурой. С одной стороны, Гусейнов принадлежит азербайджанскому народу, с другой – он стал нашим земляком, который много лет сотрудничал с художниками. Совместно с Александром Аполлоновым он осуществлял архитектурно-планировочные и строительные задачи по созданию скульптур и постаментов в Памятниках: «Казакам – основателям земли Кубанской» и императрице Екатерине II, работал над созданием Выставочного комплекса «Атамань» в Тамани.
Общение с творческими людьми и природный дар Наримана Гусейнова, его глубокое понимание роли и назначения изобразительного искусства и культуры в целом переросли в идею создания художественного проекта. Появление художника Вячеслава Соппы на его пути не было случайным.
Творческие и дружеские связи Вячеслава Соппы с Гуссейновым вылились в художественный проект, посвященный портретному искусству выдающихся людей Азербайджана. Азербайджанская серия посвящена дружбе русского и азербайджанского народа, которых объединяет общая история и судьба.
За свою жизнь Вячеслав Иванович Соппа написал сотни портретов. Иногда портретируемые принимают репрезентативные позы, иногда находятся в состоянии медитации. Художник стремится создавать типические характеры в типических обстоятельствах. В своих работах он утверждает реалистическую эстетику, необходимую для раскрытия психологии человека или социально-значимых явлений. Недаром его любимыми живописцами-классиками портретного искусства – являются русский художник конца ХVIII века, крупнейший петербургский портретист, создатель портретного класса в Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий и мастер придворного портрета, фламандский живописец Антонис Ван Дейк, работавший также при дворе английского короля.
В одном портрете автор иногда сочетает интимные, камерные черты портретируемых с социальными, героическими, парадными. Это делает образы более убедительным, человечными. В портретном жанре художник представил летопись нашего времени – конца ХХ – начала ХХ1веков.
Член АИС Татьяна Соколинская