Человек и природа Ямала. Живопись Владимира Ушакова.
С 10 августа по 6 сентября 2022 г. в «Художественной галерее «САНТАЛ» впервые проходит персональная юбилейная выставка живописи Владимира Геннадьевича Ушакова, приуроченная к его семидесятилетию. В экспозицию вошло более 30 работ, созданных за 20 лет (пейзажи, портреты, жанровые композиции). Выставка посвящается 177–летию Русского географического общества, созданного 6 (18) августа 1845 года, и проводится в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Выставка подготовлена в рамках проекта «Народы России» ООО «Художественная галерея «САНТАЛ» и АНО КПСОЦР Наследие поколений. На фоне выставки проводятся мероприятия проекта, посвященные Дню знаний (1 сентября) и круглые столы, посвященные региональным и национальным культурным традициям народов России.
Владимир Геннадьевич Ушаков окончил в 1975 году Краснодарское художественное училище.
По окончанию его получил распределение в Салехард – единственный город в мире на Полярном круге, административный центр нефтяной и газовой отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа. И там, в поясе вечной мерзлоты, он прожил 44 года. Стал не только преподавателем и живописцем, но и одним из создателей знаменитой школы декоративно-прикладного искусства – «ямальская кость».
Свою первую персональную выставку Владимир сделал в Салехарде в 1977 году. Работы были выполнены в традициях лирического южного импрессионизма. Пять-шесть лет понадобилось, чтобы найти язык более декоративный, близкий традициям северных народов.
Любовь к пленэру родилась еще в Краснодаре, но на Севере написать этюд непросто: состояние природы меняется настолько стремительно, что уловить его сложно. Особенно быстро бегут облака, почти мгновенно меняя свою форму, силу и красочность, свет и тень.Горы, реки, лес, тундра – все это живое и одухотворенное на холстах Ушакова, который сумел прочувствовать и понять культурные архетипы ненцев, селькупов, манси. Особенно полюбил он самую глубокую реку России – Обь, которая для местных народов и кормилица, и место сакральное, на берегах которой рождались мифы и легенды.
В пейзажной живописи возникает и тема истории Севера, в том числе и трагической. Художник пишет старые, 17 века, остроги, деревянные православные храмы. В них присутствует память о первых русских переселенцах, которые не по своей воле «осваивали» северные просторы. Жанровые картины посвящены северной тематике, жизни местных жителей.Художник создает энциклопедию жизни северных народов, каждый из которых имеет свою специализацию в зависимости от места обитания. Те, что жили дальше от реки, в тундре, занимались разведением оленей, те, что рядом с рекой- рыболовством, жители леса – охотой. Традиционно происходит разделение труда на женский и мужской. Например, мужчины делают нарты, женщины выделывают оленьи шкуры.
В целом картины художника реалистические. В других присутствует сказочный символизм, основанный на легендах и мифах. В триптихе «Сихарки» он воскрешает древние предания о дооленеводческом народе – сихарках – светловолосых и голубоглазых людей очень маленького роста, которых вытеснили под землю нашествия оленеводов.
Ушаков создал целую галерею портретов местной интеллигенции, деятелей искусства, политиков, общественных деятелей. Эти портреты репрезентативные, парадные, в них уделяется внимание национальным костюмам, атрибутам профессиональной деятельности портретируемых.
Сейчас художник с семьей вернулся на Кубань, но величие северных пространств не отпускает его. И в своей мастерской он создает новые картины, навеянные воспоминанием о прожитых годах, об уникальных людях, с которыми его свела судьба.