Лучше гор могут быть только горы
С 11 декабря 2021 г. по 20 января 2022 г. «Художественная галерея «САНТАЛ» представляет выставку в рамках выставочного проекта «Лучше гор могут быть только горы», в которой принимают участие 12 художников Краснодарского края и Республики Адыгея. В экспозицию вошли 35 живописных работ: это горные пейзажи, созданные с 1970 по 2021 год. Выставка посвящается Международному Дню гор, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН и отмечаемому с 2003 года.
Впервые в русской культуре Кавказ возник на живописных полотнах или в поэзии в эпоху романтизма, да так и остался до сих пор символом романтического, возвышенного отношения к жизни. Уже тогда у художников и поэтов возникло чувство, что горы имеют над людьми особую власть. Эта мысль и в основе творчества Николая Рериха, покоренного величием Гималаев. И для двенадцати кубанских художников горы – это, выражаясь словами Карлоса Кастанеды, место силы.
С.В. Дудко (1948-2019) и его дочь Л. С. Александрова, а также Н.Л. Райбац известны в России преимущественно как мастера горных пейзажей. Отец и дочь отправлялись на пленэр не только на Кавказ, но и в Гималаи, остальные пишут кавказские и крымские виды.
На выставке представлены работы, выполненные в основном в реалистической эстетике. Одни художники пишут непосредственно с натуры, другие – в мастерской по натурным этюдам. Одни создают монументальные, репрезентативные портреты главных вершин Кавказа и Гималаев, подчеркивая их величие. Другие предпочитают передавать эмоциональные впечатления от безымянных горных ландшафтов со струящимися на них ручьями, пасущимися стадами и стаффажными человеческими фигурами.
Выставка «Лучше гор могут быть только горы» - ретроспективная. Старейшие ее участники - заслуженный художник РСФСР Г.А. Булгаков (1916-2006), заслуженный художник РФ В.Ф. Папко, М.В. Архангельский (1937-2006), заслуженные художники РА В.М. Мехед (1924-1998) и П.Г. Амасьян (1922-2001), И. И. Захаров (1936-2019). Представители другого, более молодого поколения (Н.Л. Райбац, В.А. Сырятов, А. Е. Акатьев, Л.С. Александрова) - это тоже вполне зрелые, состоявшиеся мастера.
Горные пейзажи чаще, чем степные и лесные, художники наполняют символико-метафорическим содержанием. Горы для них – это абсолютный верх, место духовной, неземной жизни. По фен-шую они ассоциируются с вершинами успеха, способными поддерживать человека, давать ему опору. Художники Кубани нередко обращаются к жанру горного пейзажа, потому что высота гор ассоциируется с возвышенными мыслями и чувствами в душе человека.