Аполлоновы - семья художников
Имя Александра Аполлонова - знаковое для Краснодара, Кубани, Юга России. Оно известно не только любителям искусства, но всем жителям или гостям южной столицы. Его работы стали неотъемлемой частью городской среды, площадей и улиц, интерьеров общественных зданий, способствуя созданию архитектурно-скульптурного ансамбля,наделенного символическим смыслом. Достаточно вспомнить конный памятник казакам-основателям Екатеринодара и кубанских станиц, посвященный 200-летию Кубанского казачьего войска, воссоздание последнего монумента М.О. Микешина и Б.В. Эдуардса - памятника императрицы Екатерине II. Для Аполлонова всегда было важно мастерство, основанное на классике - от античности до реализма. Помимо монументальных работ он создавал сотни произведений станковой скульптуры. Более сорока лет он изо дня в день в мастерской совершенствовал свое ремесло: лепил с натуры портреты («Автопортрет».2017), ню («Женский этюд».1981), создавал жанровые («Мать и дитя».2012), символические («Яблонька».2011) и мифологические композиции («Вакханка.2000 -е годы»). Он говорил, что постоянная работа с натуры — это основа для любого творчества. Особенно любил он лепить женщин, видел в них или античных богинь или Еву («Ева».2017), а иногда это были гротесковые, но пластически выразительные реалистические образы («Прародительница».2003).
Творчество Александра Аполлонова мажорное, жизнеутверждающее, оптимистическое. Эти же качества присутствуют и у Валентины Аполлоновой, которая представила работы разных лет, но в большей степени картины последнего периода – яркие, декоративные пейзажи, натюрморты с цветами и посудой, символические композиции, ранний портреты мужа (1986. Бум., гуашь). Ее интересует античная мифология, природа, простая, бытовая жизнь человека на земле, психология. И в этом всегда присутствует женский, отличный от мужского, взгляд на мир. Она совершает своего рода странствия по странам и культурам, экспериментируя с различными художественными языками – от импрессионизма и пуантилизма в молодости до декоративного стиля, в котором сочетаются различные находки, в основном народное творчество восточнославянских народов. Декоративное, плоскостное мышление у Валентины Александровныи тяготеющий к классике язык Александра Алексеевича представляет собой творческий диалог двух художников. В каком-то смысле это было соперничество, потому что у Аполлонова всегда был свой взгляд на искусство, но факт остается фактом: в экспозиции их работы смотрятся достаточно органично.
Третий участник выставки – сын Александра и Валентины Аполлоновых – Иван Александрович Аполлонов - профессор университета, доктор наук, философ и историк, занимающийся культурой Кубани, автор текста к альбому, в который вошли фотографии Бориса Николаевича Устинова, в течение 30 лет создававшего летопись творчества скульптора за работой, во время отдыха, общения с друзьями и коллегами. Устинову удалось зафиксировать не только готовые произведения, но и процесс их создания. Мы можем увидеть экспериментальные работы Аполлонова, глубину и разнообразие его художественного метода. В альбоме художник предстает не таким, каким его запомнили друзья, знакомые и коллеги – сильным, волевым, целеустремленным, но сомневающимся, хрупким, мятущимся и при этом наделенным большим чувством юмора. Без пафоса и репрезентации фотографирует Борис Устинов, докапываясь до глубины души того, кто в данный момент является его героем – человек или его произведения. В альбоме запечатлена целая эпоха позднего СССР и сегодняшней России. Аполлонов создавал образы своих коллег-художников (Сергея Воржева, Василия Монастырного), великих писателей (Гоголя, Гомера, Пушкина, Есенина, Толстого, Жюля Верна, Пастернака), простых людей (летчиков, кузнецов). Мастерская на улице Фрунзе была для многих прибежищем, возможностью погрузиться в мир искусства, поговорить с интересными людьми, которые приходили в гости к скульптору.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская