Снега России
Юрий Николаевич Пономаренко родился в 1951 году в Ленинграде в семье военнослужащего. Вместе с родителями переехал в Краснодар, где окончил среднюю школу, а в 1973 году – художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. С начала восьмидесятых стал принимать участие в городских, краевых, зональных, республиканских и зарубежных выставках. В 1993 году вступил в Союз художников РФ.
Пономаренко – практически единственный из кубанских пейзажистов, который предпочитает писать зимние пейзажи. Он создает образ северной, глубинной России, которая сохраняет в себе древние архетипы русской культуры. Пейзаж у него больше, чем пейзаж. Пономаренко развивает одну из важных идей русской философии (Владимира Соловьева, Николая Бердяева) и поэзии серебряного века, в которой Россия несет в себе женское начало. Изображая безбрежные северные просторы, словно иллюстрирует слова Александра Блока:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Будучи реалистическими, работы Пономаренко несут в себе высокую степень идеализации природы, сельского и городского пейзажа. Русские ландшафты персонифицируются в женский образ, и это не конкретное лицо – это лик, родственный Богоматери. Отношение к Родине и отношение к женщине для него - явление одного порядка. Он идеализирует Родину, потому что нельзя не идеализировать Мадонну.
На выставке представлены работы, большинство из которых написаны в суровых условиях крайнего Севера – Республике Коми, Архангельской и Ленинградской, Вологодской и Тверской областях, на озере Байкал.
В районы лесотундры доехать можно только по зимнику, а вернуться до таяния снега. Пленэр при температурах минус 40, когда замерзают не только руки в перчатках, но и краски, — это экстремальная работа, требующая мужества. «Холодно, а душа поет, чем сложнее жизнь, тем люди интереснее», - утверждает художник. Именно они принимают приехавших пейзажистов на постой, позволяют им чувствовать себя комфортно вдали от цивилизации и бытовых удобств. Пономаренко говорит, что в картине зритель должен чувствовать холод, тогда его цель достигнута: довести конкретный пейзаж до уровня символа, создать ощущение безбрежных, почти космических пространств.
Юрий Николаевич Пономаренко обращается к традициям знаменитых советских пейзажистов В.Ф. Стожарова (1926 – 1973), Г.А. Дарьина (1922-2012) и Е.И. Зверькова (1921-2012), которые работали в северных регионах России и средней полосе. Он не воспроизводит их пластические языки, а наследует дух русского северного пейзажа, созданного во второй половине ХХ века. Эти традиции близки и современным художникам: академикам РАХ Н.С.Давыдову (Тверь), А.А. Захарову (Ростов Великий), Е.В. Ромашке (Москва), члену-корреспонденту РАХ Г.Л. Чайникову (1960-2008). С ними Пономаренко совершал поездки по Русскому Северу. Они забирались в глухие места без гостиниц и магазинов, жили в деревнях и поселках, где голодали, мерзли, но каждый день выходили на пленэр. Художники 1960-х годов жили и работали там по полгода, ездили на лодках, им помогала местная администрация и Союз художников, их вывозили во время паводка на вертолетах. Сейчас приходится рассчитывать только на себя и уезжать с наступлением весны, превращающей дорогу в реки и озера. Интересно было снять жилье у женщины, у которой жили Стожаров, Зверьков, Дарьин. Тепло домашнего очага было очень важным, чтобы окончательно не замерзнуть после нескольких часов на природе. Войти можно было в каждый дом: двери были открыты для любого путника, хозяева не спрашивали, как его зовут и кто он, а растапливали баню и готовили обед.
Желание создавать пейзажную летопись России у Пономаренко появилось в юности. Именно тогда он ощутил себя русским странником, который не может сидеть на месте. С тех пор он провел в поездках большую часть своей творческой жизни. Тема снега началась, как это ни странно, на юге, в Горячем Ключе в Доме творчества «Горячий Ключ» («Горячий Ключ в снегу». ДВП, масло). Потом много лет он ездил в Дом творчества «Академическая дача», созданную еще И.Е. Репиным как место пленэра для студентов Академии художеств. Здесь он писал не только пейзажи, но и портреты местных жителей. Среди них - «Предчувствие весны» (2014.Холст, масло) – лирический, камерный портрет Нины Стрижовой, родившейся в Вышнем Волочке и не порывающей связь со своей малой Родиной. Она представлена на фоне зимнего пейзажа в рядом с «Академической дачей» – русская женщина среди заснеженных лугов и лесов в ожидании весны. Затем был Дом творчества «Байкал», пленэры в Венгрии, Черногории. Последние годы Пономаренко предпочитает путешествовать с близкими по духу художниками, для которых важна корневая, глубинная Россия – сельская, провинциальная, заснеженная, забытая…
Все началось с детства, когда их пятый класс привезли в Горячий Ключ, откуда они пешком прошли весь путь по горным тропинкам до Черного моря – к Архипо-Осиповке и Ново-Михайловке. Шли три дня, потом две недели жили на берегу моря, рядом с маленьким аэропортом, откуда их вывезли на дребезжащем «кукурузнике» в Краснодар. Именно тогда началась его любовь к природе, походам, путешествиям. Полжизни провел он в палатке, путешествуя сначала по Кавказу, Краснодарскому краю, потом по почти всей России, Мексике, Австралии, США, Испании, Франции, Новой Зеландии, Шри-Ланка и др. Но писать хотелось только российские ландшафты. Он из тех художников, которым для творчества необходима родная страна. Именно она и его любимая жена, Ирина Петровна, вдохновляют его на творчество.
Для Пономаренко важен диалог с русскими, советскими пейзажистами старшего поколения («Мотив художника Стожарова». 2009. Холст, масло). Член-корреспондент АХ СССР, певец русского Севера В.Ф. Стожаров, главной темой творчества которого была провинциальная уходящая Русь, оказал на Пономаренко большое влияние. Одна из знаменитых работ Стожарова «Белая ночь. Важгорт» была написана в Важгорте – поселке в Республике Коми, который был известен своими ярмарками, проводившимися еще в 1960-е годы – времени экономического расцвета. Тогда ярмарка открывалась на несколько недель, местные жители приезжали на лошадях, в оленьих упряжках, привозили пушнину, рыбу, народные промыслы, одежду; два раза в неделю летали пассажирские «кукурузники». Те места славились особо прочной хвойной древесиной, которую пилили болгарские рабочие. Площадь поселка была местом, где торговали, танцевали и пели, общались тысячи людей.
По поводу своей работы «Важгортская площадь» (2014.Холст, масло) Пономаренко говорит: «Это мой маленький протест против медленного умирания русской деревни».Сюжет картина таков: на площади, которая собирала людей, сейчас встречаются стаи северных собак. Собаки эти имеют хозяев, но живут сами по себе, особенно весной. Аэродром зарос лесом, из транспорта одна маршрутка два раза в неделю, рыбу ловят редко. Но при этом там продолжают жить, по мнению художника, очень добрые люди – русские и коми, у которых много детей – четверо или пятеро, красивые женщины, рано остающиеся вдовами, и мужчины, никогда не отлынивающие от армии и умирающие в 45 лет от цирроза печени. Но природа этих мест прекрасна и не виновата в том, что люди не сумели обустроить свою жизнь. Но для художников здесь своего рода рай, параллельная реальность, где, например, в марте тайга становится черной. И к весне все пространство становится иллюзорным и призрачным.
В картине «Деревня. Большой остров» (2009.Холст, масло) изображено весеннее половодье, когда деревни оказываются отрезанными от большой земли. Причем деревни так и называют Большой остров или Малый остров. После удачных пленэров художники спешат уехать, иначе они рискуют застрять там до лета. Художник говорит, что в тех местах начинаешь понимать, что 80 % России – это тайга. Едешь, едешь, до июня не выбраться.
Работа «Бакланий остров» (1998.Холст, масло) была написана в Доме творчества «Байкал» на Байкале. Она запомнилась автору потому, что пока он писал – слезы текли, потому что снег бил в лицо. Там оказалось такое прекрасное место, что захотелось его передать на холст. «Мои товарищи промокли и ушли, – вспоминает художник, – а я остался: зря что ли шел?». Юрий увидел, как бакланы садятся на остров и несмотря на то, что палитру заваливало снегом, написал работу за 15 минут и отправился в рыбацкий барак, который художникам предоставили рыбаки после того, как он показал им готовую работу.
Другим любимым местом пленэра является Архангельская область («Вечер на Онеге». 2012. Холст, масло, «Река скоро проснется». 2024. Холст, масло), где привлекает не только природа, но и древние монастыри, храмы, старинные поселения поморов с памятниками архитектуры. Пономаренко часто пишет православные храмы на фоне заснеженного пейзажа («Храм за околицей». 2015.Холст, масло), создавая живые одухотворенные образы древнерусской архитектуры.
Владея приемами монументального образного обобщения, художник создает собирательные типические образы. Красоту и гармонию он ищет в природе и жизни простого человека, противопоставляя ее урбанистической цивилизации. Пейзаж «Ранняя весна» (2012.Холст, масло) написан рядом с городом Плесецк, неподалеку от космодрома «Плесецк». Но на картине мы не видим никаких признаков современной жизни. Старый, из далекого средневековья, деревянный мостик переброшен через речушку, просыпающуюся ото сна. Мостик фланкирован деревянными избами и сарайчиками для лодок. Здесь жизнь людей подчинена логике космического, а не исторического времени. И они живут, подчиняясь естественному, природному ходу событий. А для мастера важно написать снег, его красоту, передать сочетание белого и розового оттенков, символизирующих приход весны и надежды. Какие они, эти люди, живущие рядом с космодромом? А вполне патриархальные, добрые и по-своему мудрые - соль земли, основа русской цивилизации и культуры.
Художник обращается к простоте и целостности созерцательного отношения к жизни, стараясь выразить красоту природных ландшафтов и прелесть атмосферных явлений - снега и солнца. Работа над картиной «Весенний ветер с Волги» (2015.Холст, масло) написана в Ярославской области. Когда художник начал писать, подул сильнейший ветер, который сильно мешал, но в результате получилась пастозная, эмоциональная живопись. Задачей автора было передать состояние человека, противостоящего непогоде.
В Ярославской области есть село Вятское, которое с 2015 года носит статус самой красивой деревни России. Оно внесено в предварительный список ЮНЕСКО. Это историко-культурный комплекс с 15 музеями, полусотней памятников архитектуры, сохранившейся купеческой планировкой ХY111 века. Пейзаж «Храм на высоком берегу» (2015.Холст, масло) – это парадный «портрет» церкви, принадлежащей самой мажорной из архитектурных школ России ХY11 века. Яркий, декоративный, построенный русскими купцами, храм предстает на холсте краснодарского художника во всей своей прелести и величии.
Интересная история связана с любимой работой мастера «Послушники монастыря» (2024.Холст, масло), написанной в уникальном «Доме творчества», расположенного в женском Алексеевском монастыре в Угличе. Настоятельница его – почетный член Российской АХ – построила художественную галерею, предоставляла для художников на территории монастыря кельи для жизни и творческой работы и устраивала выставки по итогам пленэра. Именно она придумала название для картины. Послушники – это зимние голые деревья, фланкирующие здание монастыря. Они стойко держатся на зимнем ветру и морозе, как и люди, стремящиеся посвятить себя церкви.
У Пономаренко присутствует своя философия пейзажа, которую можно назвать как молитвенное предстояние (по-гречески предстояние – это прошение Бога о заступничестве за людей) перед миром сотворенным, а не возникшим в результате эволюции их газопылевой туманности. Он старается раскрыть в пейзаже божественное начало.
Зимний пейзаж, по мнению живописца, стал одним из центральных образов русского искусства еще с Х1Х века, когда сформировалась российская национальная идентичность, объединившая огромную империю. В этом смысле белый снег несет в себе семантический смысл чистоты и святости:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Николай Бердяев называл Россию «невестой», ожидающей женихов. Но нет такого, чтобы понравился ей. Она самодостаточна и не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Ее, возможно, трудно понять, но нельзя не любить. Именно любовь в основе творчества краснодарского художника Юрия Пономаренко.
Член АИС Татьяна Соколинская