Свет высоких гор
Сергей Викторович Дудко родился 12 августа 1948 года в городе Красноярске в семье офицера-фронтовика. В 5- летнем возрасте вместе с родителями переехал в Краснодар. После окончания в 1968 году Краснодарского художественного училища он регулярно принимает участие в городских, краевых, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках, проводит персональные выставки.
Сергей Дудко – художник одной темы, и именно это делает его творчество уникальным. Его увлечение горами и профессия удивительным образом совпали. Эта тема родилась еще в юности, когда молодой художник в технике акварели писал обледенелые интерьеры горных приютов и натюрморты, на которых были представлены атрибуты туриста и альпиниста: ботинки с «кошками», ледоруб и гитара, страховочные крючья и веревка, солнцезащитные очки и консервные банки со сгущенкой и тушенкой. От этих работ веяло романтикой, запахом костров и бардовской песней.
Живописные работы потребовали другого языка: вместо многочисленных подробностей – лаконизма, вместо повествовательности и рассказа – созерцания, вместо лирики – философских размышлений. В отличие от других художников он пишет только высокогорье – холодные вершины, покрытые снегом, серые скалы и яркое синее небо. Эти места он знает не только как художник, но и как горный спортсмен, прошедший по высокогорью не одну сотню километров, покоривший не одну вершину. Его творчество – результат спортивных увлечений, многочисленных походов и восхождений на Кавказе, Памире, в Альпах, Гималаях, Тибете, Каракоруме. Почти все пейзажи Дудко написаны с высоты не менее 3 тысяч метров, где замерзают краски и трудно дышать. Кажется, что по-настоящему оценить его могут только альпинисты, которые способны увидеть мир с высоты, недоступной для большинства людей.
Дудко пишет «портреты» гор, причем не лирические, а репрезентативные, парадные. Много лет художник ходил в экспедиции на Кавказе, и Эльбрус, который он писал с различных ракурсов, был его главной «моделью» («Поэма вечных снегов. Вид с южного склона Эльбруса».
Живопись в отличие от других видов искусства в большей степени способна передавать атмосферные явления, состояние природы, поэтому пейзажи, написанные в горах, сильно отличаются от ландшафтов равнин. И горные массивы разных стран абсолютно различны. Как фантастические и фантасмагорические явления воспринимались европейцами гималайские пейзажи Николая Рериха. Но, в самом деле, эта фантастичность присутствует в самой природе. И у Сергея Дудко Кавказские горы с их монохромной синевой совсем иные, чем Гималаи, Тибет, которые в сочетании с фиолетовой синевой в тенях сверкают всеми яркими горячими солнечными оттенками, что вызывает двойственное чувство покоя и динамики одновременно. Перед этим монументальным величием невольно склоняешь голову, как перед символами чистоты и вечности.
За свою творческую жизнь художник написал половину высочайших горных массивов – «восьмитысячников»: Эверест, К-2, Макалу, Броуд Пик, Нанга Парбат и др. Все они находятся в Гималаях и Тибете, на границах Индии, Пакистана, Непала и Китая. Одна из знаковых работ «В свете вечерней зари» (Холст, масло, 2011.72х96). Она интересна не только сложностью своей композиции и живописными находками. На одном холсте художник запечатлел три великих гималайских горы: Эверест (8848 м.), Лхоцзе (8516) и Макалу (8463). Ее уникальность в выборе точки зрения, когда все три вершины выстроились в ряд, словно три сестры.
Этапной для художника работой стала картина «Вторая вершина планеты Пик К-2» (2008г.Холст, масло 95х99). Как говорят альпинисты, Пик К-2, находящийся в Каракоруме (Пакистан), унесший немало человеческих жизней, – один из самых трудных для восхождения. И вот организованная генералом Ю. А. Агафоновым экспедиция альпинистов Краснодарского края, в составе которой был Дудко, оказалась одной из самых успешных: не только никто не погиб, но и не сломал ноги, руки, не обморозился. И в этом тоже простое счастье альпиниста.
Для С.В. Дудко альпинизм, горный туризм и живопись – две стороны одной медали. Восхождение на вершины гор – изначально мужское занятие, но и живопись далеко не женское дело, требующее мужества и самоотдачи. Небольшой пейзаж «Каждый выбирает себе» (Холст, масло.2015.50х70) ассоциируется со знаменитой бардовской песней, в которой проблема выбора жизненного пути имеет метафорический и философский характер.
Сейчас С.В. Дудко участвует в осуществлении большого экспедиционного проекта «Русское наследие в Гималаях. Продолжение пути», проводимого Русским географическим обществом в память о вкладе русских людей в открытии для человечества загадочного мира Гималаев и Тибета. Возглавляет экспедицию председатель Краснодарского регионального отделения РГО Иван Чайка. Профессор Юрий Ефремов руководит научной группой, в составе которой историки, этнографы, географы, геологи. В плане ряд изданий научных монографий. Художник Дудко вместе со своей дочерью членом СХ России и Русского географического общества Людмилой Александровой пишут на пленэре этюды, собирают натурный материал для создания первой в мире галереи «портретов» всех высочайших гор земли. В будущий их каталог войдут картины, изображающие все 14 восьмитысячников мира. Планируется их выставка в Российском культурном центре в Катманду в Непале. Потом она отправится и в другие столицы мира. Издание альбома иллюстраций картин и фотографий, создание фильма о Гималаях планируется осуществить к 2019 году, когда исполнится 145 лет со дня рождения великого русского художника и ученого Николая Рериха.
Сергея Дудко манит голос странствий. Он верит в семейную легенду о том, что его предки-казаки пришли в Сибирь. Подобно прадедам-первопроходцам художник средствами искусства стремится покорить главные вершины мира. Как сказано в песне, «лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».
О своем творчестве художник говорит так: «В немалой степени именно за красотой стремятся люди к вершинам. Я стараюсь запечатлеть эту красоту и для тех, кто видел ее, знает и любит, и открыть тем, кто лишен счастья общения с высотой. Я люблю горы и люблю людей, и хочу, чтобы как можно больше людей полюбило горы, потому что общение с горами делает человека лучше и счастливее».
Произведения С.В. Дудко приобретены Министерством культуры Российской Федерации, Дирекцией выставок Союза художников и Художественным фондом России, Министерством культуры Краснодарского края, входят в коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко, Краснодарского государственного историко- археологического музея – заповедника имени Е.Д. Фелицына, Новосибирского государственного художественного музея, Грозненской государственной галереи имени А.А. Кадырова, городских музеев изобразительных искусств, художественных галерей и частных собраний в России и за рубежом. Сергей Дудко награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степени, медалью «За вклад в развитие Кубани 2-й степени. В 2003 году за серию картин «Вершины кубанцев» он награжден премией администрации Краснодарского края в области культуры и искусства. В 2003 году С.В. Дудко назначен председателем Художественного совета Краснодарского краевого отделения Союза художников России, в 2004 году введен в состав Художественного экспертного совета по культуре и искусству при министерстве культуры Краснодарского края. В 2005 году он включен в комиссию по присуждению премий администрации Краснодарского края в области культуры и искусства, в 2012 году введен в состав экспертного совета национальной премии Русского географического общества «Хрустальный компас»
«Мои картины рождены энергией гор», – говорит Сергей Дудко. На его полотнах – горные вершины, отвесные скалы, холодное дыхание ледников и бесконечная красота неба. Горы в произведениях художника – место встречи и взаимодействия с небом.
Директор «Художественной галереи Сантал» Нина Стрижова
Член АИС Татьяна Соколинская