Персональная выставка живописи В. Яковлева «Радость цвета».
Полвека живет на Кубани Владимир Яковлев – выходец по отцу из забайкальских сибиряков, а по матери – из Воронежской глубинки. Его детство и юность неотделимы от эпохальных перемен, происходивших в СССР. Он родился на комсомольской стройке, в городе Комсомольск-на-Амуре в 1948 году. Когда мальчику не было и года, родители вместе со старшими детьми уехали в Карелию на лесозаготовки. В 1964 году вместе с младшим сыном – десятиклассником переехали в станицу Губскую Мостовского района Краснодарского края. В 1972 г. Владимир окончил художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. И началась творческая жизнь, столь же насыщенная событиями, поездками, как и детство.
Основную концепцию творчества Владимира Яковлева можно обозначить словами Марселя Пруста – «в поисках утраченного времени». В детстве, в карельском поселке с поэтичным названием Огорелыши он был погружен в патриархальный уклад жизни, когда слово отца было законом, когда всей семьей ходили в тайгу заготавливать на зиму грибы, ягоды. В 9 классе учился в районном центре с не менее экзотичным названием – Медвежья гора. И жизнь в кубанской станице в предгорьях Кавказа была продолжением той же близости к Природе, которая стала для Владимира альфой и омегой его творчества.
1970-1980 – е годы были временем художественных поисков, когда после успешной защиты дипломной работы («Краснодарский пейзаж») он занимался не только живописью, но и прикладным искусством (к примеру, гобелен «Танец огня».1980 г.). С 1974 года начал принимать участие в выставках. Окончательно свой язык и тему молодой художник обрел в конце 1980–х, когда ушел гнет идеологии и появилась возможность раскрыть собственную индивидуальность. Пейзаж во всех его вариантах (лирический, монументальный, городской, сельский, жанровый, марины) стал основным его жанром.
Большое влияние оказали уроки профессора художественно-графического факультета Г.В. Беды, автора книг по теории живописи, а также живопись русского художника-импрессиониста К.А. Коровина. Другим источником творчества было влияние отца, который, не имея профессионального образования, рисовал, занимался различными видами декоративно-прикладного искусства, ткал ковры.
С детства Владимир Яковлев впитал в себя дух традиционной русской культуры; может быть, поэтому его работы обладают особой душевностью и лиризмом. В них присутствует высокая степень идеализации натуры и декоративность. Художник любит повторять слова Гете, занимавшегося проблемами синестезии (выявлением общих законов между живописью и музыкой), «все живое стремится к цвету». Корпусное письмо, любовь к сложным фактурам усиливает цветовую палитру, придавая ей неповторимую выразительность.
Многие современные российские пейзажисты странствуют не только по родной земле, но и стараются вместить в себя весь мир: Париж, Венеция, Рим, Прага становятся любимыми местами путешествий. В отличие от них Яковлева привлекает только Россия. Востребованными оказались детские и юношеские воспоминания, захотелось еще больше увидеть и почувствовать. Хотя география творчества мастера достаточно обширна – от Белого моря до Черного (почти из Варяг в Греки), он – скорее гений места, чем странник, потому что способен намертво привязываться к земле, на которой живет, врастать в нее корнями.
Он выработал свой собственный художественный взгляд на пейзаж, который интересен не только свежестью передачи натуры, состояния и представляет собой не просто красивый вид. Помимо места вводится еще одна координата, редкая в пейзажной живописи – время. Поэтому работы Яковлева – исторические и философские. Это же качество мы видим и в других жанрах – портретах и натюрмортах, где присутствует внимание к «говорящей» детали, отсылающей к исторической достоверности.
Яковлев – мастер пейзажа-картины, которая пишется с этюдов, написанных на пленэре, а иногда и без них. Чтобы не забыть подробности, особенно в архитектурных пейзажах, использует фотографию, позволяющую сохранить точность изображения.
Как многие современные художники, Яковлев работает сериями: «Окраины», «Заонежье», «Екатеринодар», «Кижи», «Мой идол», «Русь Белокаменная», «Обезглавленная Русь», «Знамение», «Возрождение». На выставке представлены картины, вошедшие в серии «Кубань», «Свет уходящего дня», «По реке Белой», «Гуамское ущелье». Чтобы по-настоящему оценить Кубань, надо побывать на Севере, убежден художник, Кавказ – это рай для живописца; здесь есть все: снега и леса, горы и степи, море и реки, поля и заросшие камышом плавни.
Владимир Яковлев предпочитает лесные ландшафты Мостовского и Апшеронского районов, станицы Смоленской, Крепостной, Гузерипля, Лагонак, Усть-Лабинска. Чаще это осенний лес, в котором разнообразие оттенков желтого, оранжевого, красного, зеленого сливается в единую цветовую симфонию. «Унылая пора, очей очарованье». Пушкинские стихи близки краснодарскому живописцу умением создавать гармонию, соединяя противоположности. «Надо уходить красиво»,- так объясняет художник свою любовь к осенним краскам.
Яковлев не копирует природу. Натурные впечатления, рождающие мысли о смысле человеческого существования, иной раз переплетены с поэтическими строками. В итоге появляются произведения, полные метафор и сравнений. Триптих «Волна и камень» (2001-2002 гг.) – это с одной стороны своеобразная иллюстрация пушкинских строк (романтика Ленского и рационалиста Онегина) и с другой – противопоставление сильного (камни) и слабого (вода). Философские категории – в основе многих произведений. Чаще всего это единство противоположностей, противопоставление. В пейзаже «Свет уходящего дня» (2010 г.) – это борьба светлого и темного. Автор ищет в природе соответствие своим мыслям и чувствам. Серия «Четыре времени года» началась с летнего лесного этюда, в котором грязная дорога через ручей, освещенная лучом света, едва пробивающегося через кроны деревьев, вызвала ассоциации психологического и философского порядка – через мрак к свету.
Творчество Яковлева носит во многом автобиографический характер. Особенно это проявляется в работах «Колодец и тополь деда Сереги» (2005 г.), «Портрет моей мамы Яковлевой Екатерины Сергеевны» (2001 г.) и «В его жизни была война. Портрет моего отца Яковлева Степана Филипповича» (2010 г.), «Портрет Тамары» (1990 г.), «Отменный хлеб у бабушки Поли» (2014 г.). В них мы видим воспроизведенную в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) историю простой русской семьи Яковлевых, начиная от середины до конца ХХ века.
В начале нового тысячелетия у Владимира Яковлева возникает стремление к расширению своего пластического языка. Параллельно с работой над реалистическими картинами он начинает экспериментировать с абстрактной формой, цветом, пятном в новой для него технике – шелкографии. Это еще более раскрепощает и позволяет импровизировать, опираясь на подсознание. Он все больше начинает доверять своей руке, способной переходить от реализма к абстракции и наоборот. Из экспериментов возникает новый термин – форреализм (формальный реализм). В этом стиле за 15 лет художник создает более 300 работ, объединяя их в серию «Материя света».
Владимир Яковлев сочетает в себе художественные тенденции нового и новейшего времени – стремление видеть и понимать реальный мир – с умением созерцать таинственные знаки и послания свыше.
На счету у мастера участие во множестве выставок в России и за рубежом, целый ряд персональных выставочных проектов в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, Северо-Кавказском филиале Московского музея народов Востока. Признанием заслуг Владимира Яковлева явилась большая персональная выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, в которой была представлена значительная часть его художественного наследия.
Член АИС Татьяна Соколинская