Выставка «Очарование пейзажа»
Очарование пейзажа
Выставка «Очарование пейзажа» ретроспективная. Здесь собраны произведения тридцати пяти лучших кубанских художников, созданные с начала 60-х до конца 90-х годов, в период расцвета пейзажного жанра на Кубани. Все участники выставки - жители Краснодара, станиц Краснодарского края и Адыгеи, члены Союза художников.
Культ природы, в целом характерный для русской культуры, на Кубани ХХ века стал особенно актуальным. Именно этим объясняется преобладание в нашем изобразительном искусстве пейзажной живописи. Благоприятные для этого климатические условия и разнообразие ландшафтов позволяли художникам, не выезжая за пределы Краснодарского края, обрести творческую родину на собственной земле. Расцвет пейзажной живописи на российском юге пришелся на 60-80 годы. Пейзажное начало проникало в другие жанры - тематическую картину и натюрморт, даже отчасти портрет. Часто действие жанровых картин происходило на фоне кубанского пейзажа (уборка урожая, образы тружеников села) или марины (изображение кораблей в бухте). Реалистический пейзаж в это время испытал влияние различных стилей, что позволило ему приобрести то многообразие оттенков, из которых сложилась цельная картина пейзажного искусства Кубани.
Пейзаж как самостоятельный жанр немыслим без пленэра, без выхода «на натуру». Он позволял от линии и светотени переходить к цветовому мазку. С начала ХХ века в Екатеринодаре сформировались традиции импрессионистической, как тогда говорили, живописи.
Мазок – основа импрессионистического языка - образует многомерную цветовую плоскость, являющуюся основой выразительности. Но художники юга, следуя за общей русской тенденцией, не часто пользуются раздельным мазком, предпочитая сплавленную широкую живописную поверхность. Такой подход характерен для П.Н. Ружейникова, И.А. Амияна, Г.Г. Аракеляна, заслуженного художника России Г.А. Булгакова, В.В. Кухно, В.М. Мехеда и многих других. Плоскость, создаваемая касанием кисти, в которой не просто выявлялась трехмерная форма, а образовывалось единое декоративное пространство, несла у них ощущение материальности. Декоративность как наиболее отличительная черта современной живописи юга России начала формироваться еще в начале ХХ века. А с 60-х – 70-х годов эта особенность продолжилась, чтобы к концу ХХ века можно уже было говорить о формировании региональных особенностей российской пейзажной живописи. Другой ее особенностью можно считать редкое бытование пейзажа-картины и преобладание этюда, написанного на пленэре. Этому способствовало несколько факторов. Многие художники имели возможность оттачивать свое мастерство в поездках по стране, бывать на творческих дачах, в частности, в Доме творчества «Академическая дача» Союза художников в Вышнем Волочке, в Горячем Ключе и в Абинске. В отличие от пейзажа-картины, репрезентирующей актуальные социально-политические проблемы и требовавшей определенной дисциплины, как в рисунке, так и в живописи, этюд позволял художнику свободно выражать свои глубоко личные чувства.
Расцвет пейзажного жанра малых форм был связан со вниманием художников, писателей, поэтов того времени к миру человеческой души. Именно в пейзаже художники находили то, чего они иногда были лишены в картине – возможности передать свое состояние, непосредственно выразить чувства, передать свое восхищение красотой окружающего мира. Создавая живописные полотна на материалах российских ландшафтов, несущих в себе генетический код русской истории и культуры, наши художники являлись и являются подлинными патриотами своего Отечества, способными через изображение природы выразить Душу России.
Соколинская Т.И. искусствовед, член АИС