История страны. 1917-2017
«История – дочь времени, и все исторические персонажи – дети своего времени,
к которому бесполезно прилаживаться с черно-белыми очками».
Александр Бушков,
историк, российский писатель
Ретроспективная выставка сорока ведущих художников Краснодарского края и Республики Адыгеи «История страны. 1917–2017 гг.» – самая масштабная из выставочно-просветительского проекта «Память», созданного Художественной галереей «САНТАЛ» десять лет назад и посвященного важнейшим историческим событиям России. Выставка задумана как летопись нашей страны за последние сто лет. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – так могло бы сказать о своей жизни и творчестве большинство ее участников. В экспозицию вошло сто работ, созданных чуть менее чем за сто лет.
Куратор проекта – директор галереи «Сантал» Нина Антоновна Стрижова – осмысливает его как синтез эпоса (жизни народа) и приватной жизни людей и посвящает ее своим родителям, дедушке и бабушке, разделившим со своей страной невзгоды и радости, победы и поражения.
Все основные перипетии, произошедшие за эти годы, отражены в картинах, графике, произведениях декоративно-прикладного искусства, созданных с середины 1920-х гг. по 2017 г. Трагические события Октябрьской революции, Гражданской войны, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление разрушенной экономики, оттепель 1960-х, перестройка и лихие 90-е, наше время – эти этапы жизни нашей страны нашли свое воплощение в произведениях художников Краснодарского края и Республики Адыгеи. Данные темы не утратили своей актуальности и сегодня, память об этих событиях жива и сейчас.
Многие участники проекта начали свой творческий путь после Великой Отечественной войны, некоторые принимали участие в военных действиях или принадлежат к послевоенному поколению, рожденному в середине ХХ в. и воспринимающему исторические события с немалой долей философского обобщения. Значительная часть работ – это тематические картины, парадные портреты и эстампы (офорты, ксилографии, гравюры на пластике). В меньшей степени представлены пейзажи и натюрморты. Работы написаны преимущественно реалистическим языком, и только некоторые графические произведения с их тенденцией к использованию пластических метафор близки неосимволизму.
Художники, начавшие свой творческий путь во второй половине ХХ в., уже обладали исторической памятью и могли адекватно оценивать суть произошедших перемен. Как правило, в их работах присутствовала вера в светлые идеалы социализма, но и они часто обращались к трагическим эпизодам войны и первых лет советской власти. Среди больших монументальных полотен о гражданской войне – картина В.Ф. Папко («За Родину». 1985 г.). Один из немногих «картинщиков» на Кубани, Папко создает работу эпического содержания, в которой подчеркивает драматизм происходящих событий. Не менее интересны посвященные революции станковые работы в технике живописи и графики художников разных поколений. Среди них П.Д. Филиппенко («В отряд». 1977 г.), В.С. Губин («В разведке». 1980 г.), В.М. Малый («Тревожные дни революции». 1967 г.), О.М. Гаврилов («Корова» из серии «Читая Платонова». 1987 г.), И.И. Абрамова («Чевенгур. По роману А. Платонова». 2015 г.), С.В. Дудко («Первые». 1985 г.).
Многих художников интересовал В.И. Ленин и как реальный человек, и как историческая личность. В начале 1920-х гг. в СССР складывается его иконография, в которой присутствуют психологические и монументальные черты, создающие образ вождя и гуманиста, «самого человечного человека». Серия жанровых композиций Д.И. Мельникова интересна своей характерностью, точностью передачи натурных образов («Ленин на съезде делегатов». 1967 г.). В небольших этюдных работах автор раскрывает не только образ Ленина, но и реакцию на него народа – солдат, крестьян, матросов. К образу В.И. Ленина обращаются также С.П. Новгородова, В.И. Бирюков, П.Д. Филиппенко и др.
Чрезвычайно болезненными для жителей Кубани, особенно для старшего поколения, оказались коллективизация и строительство колхозов. Создание советской власти на селе – это своего рода революция, конфликты по поводу которой раскалывали семьи, ломали судьбы. Данная тема нашла отражение в картинах В.В. Кухно («Первое собрание колхоза». 1987 г.), В.Ф. Папко («Раздел земли». 1968 г.).
Художники постоянно искали приметы времени, характеризующие эпоху, «лицо» страны. Объявленная «всеобщая грамотность» подтолкнула их к написанию таких работ, как «Ликбез» (П.Д. Филиппенко), «Рабфак» (В.Ф. Папко). Наиболее полно и разнообразно историю СССР, Краснодарского края в частности, раскрыл Г.А. Булгаков – автор работ о Великой Отечественной войне, строительстве Краснодарской ТЭЦ, Краснодарского моря и т.д. На выставке представлено несколько его работ, в том числе портрет участника штурма Зимнего дворца, выполненный в этюдной манере.
В экспозиции представлена работа В.К. Мордовина в жанре парадного аллегорического портрета («Торжество социализма». 1970 г.). Молодая женщина, изображенная в позе портретной репрезентации, олицетворяет собой страну победившего социализма. Художник обращается к архетипическому пониманию России, в культуре которой преобладает женское начало.
Страна развивалась, но мир длился недолго. Великая Отечественная война красной нитью прошла через все творчество художников-ветеранов, которые видели израненную землю, чувствовали боль за искалеченные войной судьбы. Тема Великой Отечественной войны представлена в работах Г.А. Булгакова, В.В. Кухно, В.Ф. Папко, С.П. Новгородовой, И.Я. Коновалова, Б.И. Воронкина, М.В. Архангельского, В.П. Медведовского. Практически все художники старшего поколения в той или иной степени обращались к этой теме.
Создать образ войны, передать мужество советского человека, вынесшего на своих плечах тяжесть испытаний – такая была поставлена задача перед художниками, когда постановлением Совета министров РСФСР в 1947 г. открывались творческие дачи Союза художников СССР «Челюскинская» в Подмосковье и «Академическая», недалеко от Вышнего Волочка.
Восстановление разрушенного войной хозяйства и последующий этап мирного строительства сделали первым героем искусства человека-труженика. Созидание, труд, земля, хлеб стали главным в творчестве большинства послевоенных авторов. Среди живописных и графических работ, в которых художники обращаются к знаковым событиям послевоенной истории Кубани, офорт В.П. Солодовника («Трудный рис». 1985 г.), картина Г.А. Булгакова («На перемычке Краснодарского моря». 1973–1977 гг.). Следует также выделить гравюры С.П. Новгородовой. Сохраняя высокую степень эмоциональности, художница создает сложные композиции, посвященные самым разнообразным темам в истории России и Кубани («История страны. Сто лет назад». 2017 г., «Продовольственная программа выполняется. Крымский комбинат». 1980 г. и др.).
Выставка отличается от многих современных вернисажей тем, что приоритет отдан тематической картине – жанру, в котором возможно наиболее полно показать мировые исторические процессы. Но и жанр национального пейзажа, сформировавшийся еще в середине ХIХ в., способен передать чувство Родины, величие ее бескрайних просторов и невероятную мощь. Индустриальный пейзаж, возникший в 1920-е гг., соединяет лирическое и социальное. В этом жанре работают многие кубанские авторы, которые синтезируют природу и цивилизацию, к примеру, С.В. Савенко («Новороссийский цементный завод». 1976 г.).
Особое место на выставке занимают камерные портреты людей, переживших Октябрьскую революцию, коллективизацию, Великую Отечественную войну и послевоенное восстановление разрушенной страны. Эти работы, как правило, психологические и философские. Художники создают образы умудренных жизнью стариков – хранителей исторической памяти, находящихся в состоянии просветления. Жизнь каждого из них настолько тесно переплетается с историей страны, что эту связь не разорвать. Они воевали и строили, поднимали детей и выращивали хлеб, находили время любить и радоваться жизни. По мнению куратора выставки Н.А. Стрижовой, эти люди – подлинные творцы истории, поэтому так интересны художникам. На полотнах их запечатлели В.И. Бирюков («Портрет Федора Стрельцова, участника Великой Отечественной войны». 1967 г., «Портрет старика». 1948 г.), В.Ф. Папко («Ушедшее лето». 1986 г.), В.М. Мехед («Потрет старика». 1957 г.), О.А. Салькова («Мама». 2006 г., «Портрет отца». 2006 г.), В.К. Мордовин («Ожидание». 1973 г.), Г.Т. Клюжин («Портрет бабы Груни». 1964–1968 гг.), П.Д. Филиппенко («Мать». 1978 г.), В.И. Сидоров («Портрет старичка». 1962 г., «Портрет Петра Николаевича Козельского, участника Великой Отечественной войны», фронтовика-танкиста». 1970 г.). Среди героев картин в основном простые люди, но каждый из них по-своему уникален. К примеру, П.Н. Козельский руководил Домом творчества «Академическая дача» на протяжении многих лет.
Конец 1980-х – начало 1990-х гг. – новая эпоха в жизни страны, которая во многом изменила приоритеты изобразительного искусства, но до сих пор работают художники, для которых социально значимые темы остаются ключевыми. Идея восстановления связи времен значима для А.Н. Нижельского (Портрет «Николая II». 2005 г.), современными социально-политическими проблемами озадачены О.Г. Мирошниченко («Капитал». 2001 г., «Перестройка. Эксперимент в просвещении». 2001 г.), В.С. Яковлев («Осень». 2017 г.), В.Ф. Папко («Разные судьбы. 2013 г., «Спасибо деду за Победу». 2015 г.). Все они передают образ изменившейся страны. С одной стороны, наблюдается социальный произвол, с другой – в культуру возвращаются ценности православной веры. Подлинным украшением выставки стала работа недавно ушедшего из жизни заслуженного художника РФ В.В. Монастырного («Голгофа». 2008 г.). Живописец в ней как будто подводит итог истории ХХ в. – эпохе, насыщенной кровавыми войнами, насилием, поруганием святынь. Под Голгофой можно понимать не только место распятия Христа, но и путь всего человечества. Метафорические, философские, интеллектуальные офорты О.М. Гаврилова («Ибо не знается ни дня, ни часа». 1988 г.) продиктованы библейскими строками и обращены к зрителю думающему, интеллигентному, размышляющему о судьбах нашей Родины.
Даже в самые тяжелые исторические времена музы не молчали. Художники самоотверженно выполняли свой долг перед Родиной, историей, людьми, пытаясь разобраться в парадоксах своего времени и нести зрителю свет своей души.
Уникальность выставки, проводимой галереей «САНТАЛ», и ее отличие от многих других заключаются в стремлении осмыслить суть социально-политических и культурных изменений, произошедших со страной. Несомненно, куратор и художники имеют определенный интеллектуальный багаж, а самое главное – ясную нравственную позицию, человеческую мудрость, следуют современным позитивным философским и социокультурным тенденциям.
Нина Стрижова, Татьяна Соколинская
Участники выставки:
1. Абрамова Ирина Игоревна 1963 г.р.
2. Амасьян Павел Григорьевич (1922-2001 гг.) Заслуженный художник республики Адыгея
3. Амиян Иван Александрович (1915-1994г.г.)
4. Архангельский Михаил Валентинович (1937-2006г.г.)
5. Бирюков Виталий Ильич (1918-2010г.г.) Заслуженный работник культуры Кубани
6. Булгаков Григорий Александрович (1916-2011г.г.) Заслуженный художник РСФСР
7. Воронкин Борис Иванович 1941г.р. Заслуженный художник РФ
8. Гаврилов Олег Мстиславович 1942г.р. Заслуженный деятель искусств Кубани
9. Губин Виктор Семенович (1923-1989г.г.)
10. Дудко Сергей Викторович 1948г.р. Заслуженный художник РФ
11. Денисенко Виктор Иванович 1949г.р. Заслуженный деятель искусств Кубани
12. Егоров Владимир Яковлевич 1949 г.р. Заслуженный деятель искусств Кубани
13. Казицын Евгений Евгеньевич 1950г.р.
14. Калугина Надежда Павловна (1939-2012 гг.) Заслуженный художник РФ
15. Клюжин Геннадий Тимофеевич (1935-2016 гг.)
16. Коваленко Иван Васильевич (1896-1942 гг.)
17. Коновалов Иван Яковлевич (1919-2013 гг.) Заслуженный работник культуры РСФСР
18. Кухно Валерий Валентинович (1945-1998 гг.)
19. Малый Виктор Михайлович 1946 г.р. Заслуженный деятель искусств РФ
20. Медведовский Василий Петрович 1947 г.р. Заслуженный деятель искусств Кубани
21. Мехед Владимир Михайлович (1924-1998 гг.) Заслуженный художник республики Адыгея
22. Мельников Дмитрий Иванович (1923-1999 гг.) Заслуженный художник республики Адыгея
23. Мирошниченко Ольга Германовна 1957 г.р.
24. Монастырный Василий Васильевич (1946-2017 гг.) Заслуженный художник РФ
25. Мордовин Валентин Кириллович (1915-1982 гг.) Народный художник РСФСР
26. Новгородова Светлана Петровна 1939 г.р. Заслуженный деятель искусств Кубани
27. Нижельский Анатолий Николаевич 1939 г.р.
28. Онищенко Виктор Андреевич (1925-1991 гг.)
29. Папко Валентин Федорович 1939 г.р. Заслуженный художник РФ
30. Паршков Алексей Андреевич 1947 г.р. Заслуженный художник РФ
31. Печуричко Константин Федорович (1931-2016 гг.)
32. Савенко Сергей Владимирович (1930-2010 гг.)
33. Салькова Ольга Александровна 1936 г.р. Заслуженный деятель искусств Кубани
34. Сидоров Виталий Ильич (1922-2010 гг.) Заслуженный художник РФ
35. Солодовник Владимир Павлович 1937 г.р.
36. Солуянова Раиса Ивановна (1914-1986 гг.)
37. Тахтамышев Вячеслав Абдрахманович (1941-2011 гг.)
38. Филиппенко Петр Денисович 1926 г.р. Заслуженный художник республики Адыгея
39. Чечин Александр Александрович (1909-1983 гг.) Заслуженный деятель искусств РСФСР
40. Яковлев Владимир Степанович 1948 г.р.