Выставка «Плод граната - цвет граната»
ПЛОД ГРАНАТА – ЦВЕТ ГРАНАТА
ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ВОСТОКА
(24 ноября - 7 декабря)
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ ВОСТОКА
С 25 ноября по 7 декабря в краснодарской художественной галерее «Сантал» проходит выставка «Плод граната – цвет граната», на которой впервые в Краснодаре представлены произведения лучших современных живописцев, графиков и мастеров декоративно – прикладного искусства из Узбекистана. Куратор проекта –сочинский архитектор и дизайнер Ольга Солдатова, много лет прожившая в Средней Азии.Участники выставки – академик АкмальНур (Нуридинов), Гафур Кадыров, Бобур Исмаилов, ХуршидЗиёханов, Валерий Енин, МухтарИсанов, Ибрагим Валиходжаев, Виктория Трошина, Тимур Ахмедов, Тахир Каримов, ФайзуллахонАхмадалиев, Анна Иванова, Максим Варданян, ДаимаРахманбекова. Одни ориентируются на европейскую традицию станковой картины, другие остаются верны национальным стилевым приемам, но большинство сочетает путь Запада и Востока.
Вся культура мусульманского Востока соткана из древних символов и метафор, из сложной игры ассоциаций, внятной лишь посвященному. Традиционное искусство исключало изображения видимого мира, людей и животных. Поэтому ведущим видом изобразительности стал орнамент, реализующий себя в ковроткачестве, вышивке, керамике. Запреты стали преодолеваться в начале ХХ века, когда появились художники европейского типа, знающие перспективу, умеющие работать с натуры.
Последние десятилетия школа изобразительного искусства Узбекистана синтезировала опыт передовой художественной мысли Запада с национальным декоративно - прикладным искусством. В итоге, как и в генетике при скрещивании различных видов, появились уникальные произведения, в которых синтезировался опыт различных культур, обогащающих друг друга.
Созерцательность как один из основополагающих социокультурных принципов восточной ментальности находит свое развитие и в современном изобразительном искусстве, тяготеющем к декоративности, вниманию к графическим и колористическим ритмам, открытому цвету, основанному на сложной и неведомой нам, европейцам, символике. Другая особенность пластических искусств, идущая еще из средневековья, – близость литературному творчеству – поэзии, философии. Поэтому иной раз сложно дешифровать европейскому исследователю содержательную сторону, представленных в галерее произведений.
Иногда у современных российских художников, использующих любой подручный материал (старые доски, рваные холсты) для создания своих шедевров, появляется определенная неряшливость в подаче экспозиции. Здесь этого нет. Все работы производят впечатление качественно «сделанных». Ориентация на декоративно-прикладное мышление приводит участников проекта к необходимости синтеза мастерства(профессионализма) и творчества.
Глубоко восхищают декоративные панно, скатерти и наволочки, выполненные в технике вышивки, ОлииНуруллаевой и ГульшодыАмоновой, которые представляют бухарскую школу ручного ткачества. С ХIV века семьи этих художниц хранят образцы вышивок, являющиеся основой для их собственного творчества. Причем, работает вся семья, включая мужчин: одни прядут натуральную ткань, потом ее красят кожурой грецкого ореха, мякотью тыквы, гранатовым соком и отваром цветов, другие вышивают шелком или хлопковой нитью. Сейчас подобные вышивки украшают музеи и галереи Европы и азиатских стран.Выставки бухарской школы ручного ткачества проходят в Швейцарии, Англии, Австрии, Китае.
Большая часть экспозиции – это живописные произведения: жанровые и жанрово-аллегорические картины, натюрморты, пейзажи, портреты. За исключением собственно пейзажной живописи (Виктория Трошина, Валерий Енин) и графических образов суфиев, музыкантов и дервишей Тахира Каримова, все остальные работы отличает большая степень декоративности, энергетические взрывы цвета от нежного, лирического до брутального, почти гротескного. Изображение, как правило, тяготеет к плоскости, в основе композиции - стилистика ковра или вышивки, в которых язык графики и живописи синтезируется в единое целое.
Центром экспозиции на выставке являются работы народного художника Узбекистана, Академика Академии художеств Узбекистана АкмаляНуридинова (Нура Акмаля). У него мощная, энергичная, исполненная динамики живопись, сложные символико- метафорические композиции, обращение в «вечным» темам – любви, поискам смысла жизни. Реалистический пейзаж, видимо, не соответствует ментальности народов Востока, для которых Природа имеет более глубокий, философский смысл, чем простое ее копирование. Именно об этом символическая композиция «Покаяние»:женская фигура, перед которой склонилась мужская, ассоциируется у него с Небом, Природой, Землей. И в результате бытовая сцена о вине мужчины перед женщиной приобретает метафорический и философский характер. Работы Нура Акмаля разлетелись по всему миру – от азиатских стран до США, Канады, Бельгии, Германии, Австралии. Они представлены в музеях и галереях Средней Азии, Хорватии, Индии, США. То же можно сказать и о других художниках, чьи произведения хранятся в различных музеях и частных собраниях всего мира.
И вообще умеют эти восточные художники избавиться от бытового «мусора» во взаимоотношениях между людьми и придать быту характер Бытия, мимолетные впечатления наделить вечными символами. Именно такие работы у ХуршидаЗиеханова, который простым жанровым сценкам придает характер притчи, подчерпнутой из национального фольклора.
Рустам Базаров в своем «Ташкентском Бродвее» хотя и сближается немного с московской школой живописи 1970-х, но язык современного наивного искусства позволяет ему создать образ современной городской улицы, похожей на восточный базар. Национальные примитивы воспринимаются как часть интернационального искусства, тяготеющего к освоению опыта фольклора разных народов.
Прекрасно вписываются в восточную живописную традицию работы Максима Варданяна – блестящие декоративные цветочные букеты. Органичен МухтарИсанов с его сюрреалистическими композициями, блистателен Тимур Ахмедов, использующий не только восточные, но и европейские мифы.
Во многих произведениях «слышатся» поэтические строки Омара Хайяма, Низами, Саади. Рудаки. Синестезия цвета и музыки, синтез слова и изображения, идущие еще от персидской миниатюры, погружают нас в гармонические созвучия древней арабской культуры. Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива – сладостные для западного уха города, в которых можно услышать мистические голоса ушедших из жизни мастеров керамики, вышивки, ковроткачества. Но там же живут исовременные художники, принимающие участие в лучших выставочных проектах Запада.
Через большинство работ проходит тема плодов и цветов гранатового дерева, имеющего в искусстве Востока различный смысл – от первоначального языческого символа любви, супружества и плодородия, посвященного ассиро-вавилонской богине Иштар, до более позднего, исламского понимания граната как обладающего очистительной силой от зависти и ненависти. Гранатовые яблоки и цветы используются в вышивках и на картинах, олицетворяющих братское единение наших народов.
Мы все друг другу братья под вишнями в цвету (как гласит одно из японских стихотворений).
Член Ассоциации искусствоведов Татьяна Соколинская