Время и судьба
Время и судьба
Живопись Валерия Кухно (1945-1998 гг.)
С 15 по 30 сентября в Художественной галерее «Сантал» в рамках выставочно-просветительского проекта «Память» проходит персональная выставка члена Союза художников СССР Валерия Кухно (1945-1998г.г.), посвященная 70-летию со дня рождения художника.
На выставке представлено 17 тематических картин из коллекции Николая Видякина. Это работы середины 1980-х годов – произведения зрелые, в которых не только тема, но и язык стал носителем философского и социокультурного содержания.
Выставка «Время и судьба» предоставляет возможность краснодарскому зрителю познакомиться с творчеством художника, которого 17 лет нет с нами, а собратьям по цеху почтить память о нем. Художник прожил недолгую, но наполненную творческую жизнь.
Родился Валерий Кухно 20 сентября 1945 года в Армавире. Мать одна поднимала детей (у него был брат - близнец Геннадий). Отца не дождались с фронта. Детство было, как у всех мальчишек: школа, армия. Служил Валерий в Новочеркасске, в десантных войсках ВДВ радистом. В этой же части разведчиком служил Василий Монастырный, ныне заслуженный художник России. Армейская дружба продолжалась в стенах Краснодарского художественного училища, куда Валерий поступил по завершении службы, и в 1972 г окончил. Работал в художественных мастерских г. Ейска (филиал Краснодарского художественного комбината), потом переехал в Краснодар, и вся творческая биография уже связана с этим городом. Уже в 1973 году он принимает участия в выставках, а с 1982 года становится членом Союза художников СССР.
Кухно много работал в Домах творчества «Академическая дача» и «Горячий Ключ», выезжал на пленэры в Новороссийск, Ейск, Джубгу, Хадыженск, Кутаис. По числу Всероссийских выставок он побил все рекорды среди художников Кубани. Его работы закупались министерством культуры РСФСР, они хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко, в частных собраниях в России и за рубежом.
Сейчас, по прошествии времени, мы вспоминаем Валерия Кухно, художника и человека, по его работам, по рассказам окружавших его людей. С художником Вячеславам Павлюком они вместе работали на комбинате, ездили в командировки по краю, занимались оформительскими работами. Заезжали в Хадыженск, куда семья Кухно приехала из Армавира, но теплоты в этом доме Валерий не находил.
В 1990 –м году, когда в Художественном комбинате не было заказов, Валерий вместе с братом Геннадием строили дом Павлюку, брались за любую работу: клали кирпич, месили раствор. Несмотря на внешнюю похожесть, характеры братьев были совершенно разные, объединяла общая замкнутость. В разговорах никогда не вспоминали о доме, о матери, которая вскоре после их рождения вышла замуж, родила дочь, рано ушла из жизни. С отчимом были постоянные распри по поводу жилья. Валерий уже постоянно находился в Краснодаре, брат часто приезжал к нему, пока не уехал в Москву, где занялся бизнесом.
Валерий Кухно растворялся в творчестве, не задумываясь о налаживании быта, создании семьи. Любил компании, выпивал, умел шутить, порой оказывался без денег после затяжных встреч со случайными знакомыми. Художники вспоминают его как человека доверчивого и беззащитного. Им всегда хотелось чем-то помочь ему, накормить. Россия стала главным героем произведений Кухно, который при всем своем реализме не был документалистом и «фотографом». Он создал образ лирический, женский, печальный. Его картины поэтизируют обыденную жизнь простых людей, какая-то непреодолимая печаль чувствуется во всем: в лицах людей, в скромных одеждах, в строениях, нуждающихся в ремонте, в поржавевших кораблях. Состояние напряженности и постоянные сумерки, когда люди работают от зари до зари, как говорят: «не видя света белого».
Он писал судьбу России, а вместе с тем и свою трагическую судьбу. Его считают замечательным колористом. Искусствовед, историк искусства И.Д.Май как-то сказала: «Рукою настоящего художника управляет Бог». Кто управлял кистью такого загадочного и противоречивого человека и художника В. Кухно? Будучи одиноким, он много работ посвятил теме сельской свадьбы, где в его темную палитру входит светлый тон (фата и платье невесты): «Послевоенная свадьба», «Деревенская свадьба». В его жизни все было так перемешано, что даже в палитре красок он не считал нужным использовать чистые цвета на холсте и лессировкой добиваться нужной тональности.
Кто знает, может использование фузы (остатки краски на палитре), которую он собирал у друзей художников и есть ответ на многие вопросы. Над ним шутили, а он всегда без обид отвечал: «Вы не понимаете, а я знаю!». Что знал Валерий Кухно – это его тайна, которую он унес с собой.