Времена года
Андрей Александрович Акатьев родился в г. Кургане в 1960 году. В 1979 – окончил Сухумское художественное училище им. Чачба. С 1983 года по 2009 жил и работал в станице Ленинградской. Сейчас живет в Славянске -на-Кубани. С 2003 года член ВТОО «Союз художников РФ». Член Правления Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников РФ». Принимает участие в групповых, городских, краевых, всероссийских и международных выставках.
Андрей Акатьев принадлежит современной региональной южно-российской школе с ее приоритетом цвета над формой, декоративностью, поэтичностью и лиризмом. Цвет у него выступает как носитель «энергии», символического и знакового значения. Его семиотическая роль выражается в создании образа мира праздничного, отчасти гедонистического. Все эти особенности обусловлены духом кубанской земли, изобилующей светом и солнцем.
Природа волнует художника. Он – мастер быстро написанного этюда и пейзажа – картины, написанной в мастерской. Созерцание Природы вызывает у него экстатические переживания, которые выплескиваются на холст в виде ярких красочных замесов, широко написанных, мощных по энергетике фактур.
В проект вошло 50 живописных работ последних лет, написанных в разных концах России, в различное время года. Отсюда и название – «Времена года». Есть что-то родственное, барочное в звучании цвето-пластических масс кубанского автора с музыкой Антонио Вивальди на эту же тему. Неожиданная и парадоксальная, на первый взгляд, общность эстетики рождена отношением к Природе как таинственной и мистической стихии, полной загадок. Именно это заставляет немолодого уже художника срываться с места и ехать на пленэры в Среднюю Полосу России, на Кавказ, в Крым, совершать многодневные поездки по кубанским степям.
Творческий год у Акатьева начинается весной. Среди весенних пейзажей – «Весна в Горном» (2013 г.), «Холодный март» (2010 г.). Лето и осень – любимое время, когда сама Природа готова к диалогу с человеком. Две поездки, совершенные в 2012-2013 годах, оказались наиболее плодотворными. Первая – по Золотому кольцу России («Суздаль. Храм Рождества Богородицы.2013 г., «Суздаль. Покровский монастырь.2013 г.). Вторая – это посещение Крыма, который еще в ХIХ веке стал для многих живописцев своей, российской, «художественной Меккой» (Крым. Кореиз, дворец Дюльбер». 2013 г., «Крым. Ворота Воронцовского дворца. 2013 г., «Крым. Гудзуф. Гора Аю-Даг».2013. г.). В этих двух сериях пейзажей с элементами жанра проявилось стремление к большим формам, использованию монументальных приемов в станковой живописи.
Как истинный реалист, для которого язык постимпрессионизма служит лишь для передачи цветовых состояний конкретных ландшафтов, Акатьев стремится к правдивому отображению натуры. Крымские пейзажи, к примеру, отличаются своей цветовой гаммой. Где можно увидеть такие фиолетовые тени, как только на горных вершинах Крымских гор?
Палитра Кубани – более брутальная. Энергетическая жизнь цвета, ритмо-пластика широко, на одном дыхании написанных холстов создает динамический образ родной земли. Любимые места пленэров – это горы и предгорья от Адлера до Мезмая («Озеро в предгорьях». 2010 г., «Ноябрь в селе Черешня». 2008 г.).
Акатьев следует линии «кубанского натюрморта», сложившегося в творчестве Г. Копецкого, Л. Солуяновой, А. Паршкова. Здесь предметом монументальной репрезентации становится все, что окружает крестьянина в его повседневной жизни. Неудивительно, что натюрморты у художника – летние и осенние. Сочные, живые овощи и фрукты, декоративные цветочные россыпи становятся символом щедрой и изобильной земли российского юга («Русский натюрморт», 2013 г., «Абхазский натюрморт». 2010 г., «Осенние цветы и фрукты». 2011 г.).
Меньше всего представлены зимние мотивы, как наименее характерные для российского юга. Здесь нечасто встречается любование чистым, прекрасным снегом. Снег для Андрея – это то, что лишь временно покрывает землю, деревья, недавно собранный урожай. Он мокрый и скоро растает («Ахтырка.Снежный январь. 2009 г., «Ночь на Рождество». 2015 г.).
Какой бы пейзаж или натюрморт художник не писал, какой бы мотив не использовал, он смотрит на них глазами южанина, создающего почвенно-земледельческую картину мира. И еще у него есть уникальное качество, утраченное многими столичными авторами и сохранившееся в основном в регионах, – искренность, честность в профессии, способность доводить любое дело до конца.
Член АИС Татьяна Соколинская